Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В странах Евросоюза рекордный спрос на российскую продукцию
Заправиться по полной
Слабый рубль подхлестнул интерес к российским товарам в странах Евросоюза. Так, поставки российского продовольствия в Польшу увеличились на 79 процентов, подвело предварительные итоги за 2014 год министерство сельского хозяйства и развития села этой страны.
Эти данные не учитывают приграничную торговлю, которую можно сравнить с поездкой в далекий гипермаркет. Ехать далеко, зато там все дешево и есть смысл потратить час на дорогу, чтобы закупиться на неделю. Товары для личного пользования не декларируются, соответственно, нет никакой официальной статистики на этот счет ни у российских, ни у европейских таможенных органов.
К примеру, сейчас у жителей Эстонии гораздо больше стимулов гнать машину на заправку в Россию. Эстонцы ездят на российские АЗС с 90-х годов, но сейчас разница в стоимости бензина особенно высока: в Эстонии литр Аи 95 стоит 1,15 евро, в России – не более 60 евроцентов.
То же можно сказать о других сопредельных странах. Так, если финнам раньше был смысл везти из России только сигареты и алкоголь, то теперь фактически любые продукты.
Правда, глубина проникновения приграничной торговли обычно небольшая и существенно повлиять на региональную экономику не в состоянии, говорит директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. Хотя ближайшим к границе населенным пунктам она, конечно, оказывает поддержку.
К тому же на ввозимые в страны Евросоюза товары установлены ограничения по стоимости и количеству. Например, в Эстонию нельзя беспошлинно ввести из России более одного литра водки, а бензин можно провести только в топливном баке и 10-литровой канистре. Да и то если не сновать через границу часто. И правила для пересечения границы на автомобилях постепенно ужесточаются.
Торговля с ЕС могла бы развиваться значительно быстрее, если бы действовал упрощенный порядок пересечения границы для приграничного населения, какой установлен на границах России с большинством стран СНГ. Ведь приграничная торговля может осуществляться небольшими организациями в силу незначительных транспортных издержек и поэтому очень гибко реагирует на конъюнктуру, отмечает Александр Кнобель.
Если эстонцам, финнам и полякам стало выгоднее закупаться в России, то россияне к шоп-турам, напротив, потеряли интерес.
Так, в 2014 году поток туристов в Финляндию из России уменьшился на 58 процентов, и не в последнюю очередь за счет участников шоп-туров, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
В других регионах похожая картина. Так, в январе и феврале заметно сократилось количество выездов граждан РФ в сопредельные страны из Калининградской области, рассказали «РГ» в пресс-службе правительства самого западного региона России. Еще недавно столь популярные у россиян поездки за покупками в соседнюю страну стали просто невыгодными, потому что подорожали не только сами товары, но и проезд, и размещение.
Значительно меньше коснулся спад продаж дорогого сегмента: состоятельные люди зачастую едут в близлежащую страну не потому что там дешевле, а потому, что в России не могут найти нужных вещей, объясняет Майя Ломидзе.
Для жителей ЕС продукты из России подешевели в два раза. Фото: Александр Корольков/ РГ
Игорь Зубков, «Российская газета» – Федеральный выпуск
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?