Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В Самарской области рынки будет не отличить от торговых центров
С 11 июня до 1 августа муниципальные чиновники будут принимать от владельцев рынков заявки на перерегистрацию. Часть рынков уже изменили свой статус и стали торговыми центрами, отказавшись от права торговать по нефиксированным ценам. В дальнейшем рыночная торговля по объемам и уровню обслуживания приблизится к сетевой, полагают специалисты.
Руководитель управления торговли департамента потребрынка и услуг администрации Самары Елена Попова рассказала, что первоначально в план организации розничной торговли вошли 53 рынка, а сейчас осталось 49 — четыре уже сменили свой статус. В Тольятти из 50 рынков восемь решили поменять формат, рассказал начальник департамента потребрынка городской администрации Хетаг Тагаев.
В Самаре торговым центром стал рынок Самарский, говорит Попова. Бывший Рынок Октябрьского района, расположенный в Овраге Подпольщиков, теперь переформатировался в центр торговли “Октябрьский”, рассказала главбух предприятия Анастасия Пономарева. “Русский рынок” в Сызрани сделали торгцентром “Русский” в декабре прошлого года, едва вышел закон, сообщил его директор и владелец Александр Неронов. По мнению Неронова, самое жесткое условие — обзавестись к 2010 г. капитальными помещениями. Попова подтверждает, что семь рынков в Самаре, где нет возможности возвести капитальное строение, к 2010 г. вообще прекратят свое существование. Это может коснуться и крупного Кировского рынка, сообщила она.
Руководитель губернского департамента торговли Юрий Величко считает, что общероссийские нововведения не смогут серьезно повлиять на местную ситуацию в силу того, что здесь роль рынков не слишком велика: по его данным, в Самарской области через рынки проходит лишь 14% товаров, а доля сетевиков постоянно растет. А в Тольятти, по утверждению Тагаева, на торговые комплексы сейчас приходится более 60% общегородского объема торговли.
Оценки чиновников расходятся с мнениями экспертов и торговых операторов, опрошенных “Ведомостями”. По словам консультанта A. T. Kearney Ивана Котова, в России на рынки в целом (продовольственные и промышленные) приходится около 40% оборота. В продовольственном сегменте на открытые рынки приходится 22%, 47% — на традиционную торговлю (магазины, киоски и т. д.) и 31% — на сетевые форматы — супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры. Эти показатели применимы и к Самаре, уверен он. Менеджер по развитию филиала самарского ТД “Перекресток” Саит Ислямутдинов говорит, что доля сетевой розницы в Самаре от общего товарооборота составляет 24%, в Тольятти — 12,3%. А остальные 40% — магазины и рынки.
Но по посещаемости торговые центры точно догнали рынки. Через Кировский рынок проходит 4000 человек в будний день и 10 000 человек — в выходные, говорит и. о. директора “Мой — Кировский вещевой” (занимает часть территории Кировского рынка) Сергей Богачкин. Посещаемость небольшого самарского ТЦ “Аквариум” — около 4000 человек в день, а более крупных — в два и более раз выше, рассказал сотрудник ТЦ “Аквариум”. По данным, опубликованным на сайтах мегакомплекса “Московский” и ТЦ “Империя”, в выходные дни количество их посетителей превышает 20 000 человек.
По объему торговли и уровню сервиса рынки приблизятся к торговым комплексам, считает руководитель департамента потребрынка Самары Дмитрий Харчев. Количество рынков сократится, но оставшиеся укрупнятся, “чтобы было проще выжить”, соглашается Неронов.
В Самарской области — 198 рынков, в Тольятти в план организации торговли вошли 50, в Самаре — 49. По данным министерства экономразвития Самарской области, в 2006 г. оборот розничной торговли составил 263,4 млрд руб. В структуре оборота доля крупных и средних торговых организаций — 28% (в 2005 г. — 25%).
Как изменятся рынки
В соответствии с законом “О розничных рынках” контролировать работу рынков должна управляющая компания — “юрлицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка”. Сама УК не имеет права на торговую деятельность — закупку товаров оптом и их продажу в розницу. На рынке должен вестись учет продавцов, у каждого продавца будет личная карточка с фотографией, фамилией, именем, указанием гражданства и паспортными данными. Управляющие компании будут отвечать за оборудование, содержание рынка, соблюдение законодательства. Они обязаны получить паспорт безопасности рынка и привести его в соответствие с санитарными, архитектурными, пожарными нормами. При входе на рынок должны быть вывеска с его названием, типом, режимом работы и название управляющей компании. Рынков должны иметь обособленные от торговых рядов автостоянки.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?