Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 126
Поделиться
В росте цен на продукты виновата низкая конкуренция
Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела конференцию «Торговые сети, поставщики, покупатели: на чьей стороне государство?». Ее участники отмечают, что торговые сети не имеют определяющего влияния на рост цен в России. Их доля на рынке невелика, а наценки ниже, чем в Европе. Основные проблемы российского рынка – в структурных дисбалансах и неорганизованности производителей.
Эксперты считают некорректными утверждения о «засилье» торговых сетей на российском рынке. «Доля крупных торговых предприятий на рынке розничной торговли все еще крайне невелика. Основная доля товарооборота приходится на средние и мелкие предприятия. Как известно, 10 крупнейших розничных фирм занимают всего около 15% рынка. Очевидное преобладание крупного сетевого ритейла актуально только для нескольких крупных городов страны», - обратил внимание аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Его поддержал начальник отдела корпоративного анализа банка «Петрокоммерц» Евгений Дорофеев: «Фактически кто-то один из сетевиков достигает долю 25% только в Санкт-Петербурге, а также в мелких населенных пунктах».
При этом наценки в отечественных сетях также ниже, чем на Западе. «В Европе наценки выше! Товаропроводящая цепочка длиннее! Напомню, в ней минимум шесть звеньев и меньше стать не может!!! И бонусы, и условия поставок жестче, вплоть до разорения поставщиков. И это зашито в гражданских кодексах европейских стран. Поддержка производителя должна осуществляться иным способом. Например, во Франции государство платит производителю, чтобы он не производил, и цены не упали, т.е. не допуская перепроизводства. Как говорится, почувствуйте разницу! Не бить палкой по рукам, а помогать!», - заявил управляющий партнер Management Development Group Inc Дмитрий Потапенко.
Более высокие цены в России, по мнению аналитиков, обусловлены структурными дисбалансами рынка. «Проблема заключается, в первую очередь, в дефиците качественных каналов сбыта, в низком уровне развития розничной торговли (прежде всего, в физическом смысле) и, как следствие, низком уровне конкуренции в данной сфере. Кроме того, стоит отметить, что собственно уровень развития производства продуктов питания и непродовольственных товаров широкого потребления, а также уровень развития необходимой логистической инфраструктуры оставляют желать лучшего, что также негативно влияет на ситуацию на розничном рынке», - считает г-н Клягин. Г-н Потапенко дополняет: «Сейчас открыть магазин можно, помещений хватает, но не хватает главного - технологий и знаний, потому как торговля - это очень технологичный и сложный процесс, а не просто вышел и торгуй».
Важный фактор слабости отечественных производителей – не давление со стороны сетей, а их недостаточная организованность. «Чтобы поставщик имел доступ к полкам магазинов, он должен иметь в своем распоряжении продукцию соответствующего качества и цены. Во многих странах проблема давления сетей на производителей или поставщиков решается достаточно гуманным способом. Производители объединяются в ассоциации или отраслевые объединения и отстаивают собственные интересы в рамках делового взаимодействия, а не бегают в правительство с воплями о несправедливости!», - рассказал руководитель группы проектов Центра стратегических разработок Алексей Юртаев.
С ним согласен председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко: «На Западе система профессиональных ассоциаций и союзов имеет многолетний опыт работы, которого у нас пока нет. Но мы должны с чего-то начинать. Нельзя ждать, что государство все за нас решит. Было бы намного лучше и правильней общественности активно участвовать в формировании правил игры на рынке, путем выражения своей позиции и участия в пока еще слабых, но уже существующих профессиональных ассоциациях и союзах».
ФИНАМ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?