Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В России стали меньше пить пиво
«САН ИнБев» закрыла второй пивной завод за год из-за роста акцизов и снижения спроса. Однако это не мешает компании верить в сектор премиального пива. Она также объявила о запуске нового бренда совместно с Олегом Тиньковым
Возвращаясь вечерами с работы и оглядывая взглядом витрины ларьков, почти постоянно видишь одинаковые шоколадки и снэки. А рядом с ними, надписи: «Пива нет». И грустные «смайлики» рядом. Но если в начале года больше всех из-за новых ограничений на торговлю пивом сокрушались мелкие коммерсанты, то теперь разочарования дошли и до крупного бизнеса.
Крупнейший в мире пивоваренный концерн Anheuser-Busch InBev, управляющий российским ОАО «САН ИнБев», объявил вчера о закрытии одной из местных восьми пивоварен. Речь идет о заводе в Новочебоксарске. «Высвободившиеся объемы» планируется перераспределить на другие заводы. Сама площадка в Новочебоксарске по-прежнему останется в собственности пивного гиганта.
«Дальнейшие решения о судьбе завода будут приниматься в зависимости от экономической ситуации в стране и отрасли, а также с учетом изменений в законодательстве и налоговой политике», – говорится в сообщении компании.
Примечательно, что это уже второе производство, закрытое InBev в России за последний год. В августе 2012 года компания закрыла завод в Курске.
Anheuser-Busch InBev образовано в 2008 году. Штаб-квартира компании находится в Бельгии. Под управлением компании более 200 торговых марок, в числе которых Budweiser, Stella Artois, Beck's и др. В России компании принадлежат бренды «Клинское», «Сибирская корона». Компания занимает около четверти глобального рынка пива. По итогам 2012 года выручка составила 39,7 млрд долларов, чистая прибыль – 7,2 млрд долларов.
Причин закрытия несколько. Но большинство из них – результат введенных в прошлом году сразу нескольких радикальных положений по регулированию отрасли. Дело в том, что с конца прошлого года пиво, с позиции закона, стояло особняком, от другого более крепкого алкоголя. Но, закон изменился, и с первого января 2013 года эти категории товаров были приравнены. Как результат, теперь продажи пенного напитка ночью запрещены. Также запрещены продажи пива в магазинах, чья площадь менее 50 кв. м, в ларьках и киосках. По неофициальным оценкам, на эти каналы приходилось около трети всего продаваемого в стране пива.
Результат налицо. Только в первом квартале 2013 года продажи AB InBev в России упали на 17%. Снижение на 5-6% в первом квартале зафиксировал и конкурирующий концерн Heineken. Отрицательную динамику продаж зафиксировал в первом квартале и Anadolu Efes: отгрузки компании упали на 5,4% относительно уровня годичной давности. В целом, по оценкам «Росстата», производство пива в стране с начала года упало более чем на 10%.
Единственным исключением среди крупных игроков стал контролирующий «Балтику» Carlsberg. Компания в первом квартале сумела добиться своей рыночной доли с 37,6%, до 38,4%, по оценкам Nielsen.
«К сожалению, законодательные ограничения и налоговое регулирование пивной индустрии в России на данный момент относятся к числу наиболее жестких, если не самых жестких в мире», – считают представители AB InBev.
Проблемы у отрасли начались еще в 2009 году, отмечает аналитик «ВТБ Капитала» Иван Кущ. Тогда на фоне кризиса государство искало новые источники дохода для бюджета и одним из них – стали акцизы. Если в 2009 году акциз составлял 3 рубля на литр, то уже в 2013 году в пять раз больше – 15 рублей. Одновременно регуляторы ограничили возможность для массовой рекламы пива.
«Спад в отрасли фактически длится уже пять лет подряд. Потенциал снижения уже почти исчерпан и если снижение в последующих кварталах и сохранится, то уже не будет таким значительным», – ожидает эксперт.
Вероятно, на частичное восстановление рынка рассчитывает и «САН ИнБев». Хотя компания и закрыла один из своих заводов, сегодня же она объявила о запуске новой марки. Вместе с бизнесменом Олегом Тиньковым компания будет выпускать пива под брендом «Тинькофф. Авторское».
Предприниматель уточнил, что для него этот проект «просто хобби, любовь к пиву, не больше», однако и не исключил, что может обратиться к партнеру с предложением выкупить бренд. Возрожденный бренд будет позиционироваться как продукт премиум-сегмента, продажи пива начнутся с 15 июня в Москве и Санкт-Петербурге.
«Проект в большей степени имиджевый, – рассуждает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. – Доля премиального пива в России не превышает 4% от общего объема потребления. Спрос на такую продукцию есть, и хотя проект будет успешен, едва ли он значительно скажется на финансовых показателях компании».
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.