Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В России резко вырос спрос на франшизу фастфуда
Инвесторы пошли по ресторанам
Как выяснил ”Ъ”, с начала этого года втрое увеличился спрос на франшизы в сегменте общественного питания. Рестораторы объясняют это тем, что инвесторы ищут альтернативные способы сохранить накопления во время падения курса рубля. Сейчас одно заведение фастфуда может приносить в два раза больше доходов, чем банковские вклады.
«В январе–марте этого года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го количество обращений от потенциальных франчайзи, желающих развивать свои точки общепита под нашими брендами, увеличилось в три-четыре раза»,– сообщил ”Ъ” Эрнесто Гонзалез, вице-президент ресторанного холдинга «Росинтер» (сети «IL Патио», «Планета суши» и др. ). У «Г. М. Р. Планета гостеприимства» (Sbarro, «Елки-палки»), по данным совладельца этого холдинга Мераба Бен-Эла (Елашвили), в первом квартале продажи франшиз увеличились в четыре раза. «Чем дальше от Москвы, тем больше интерес к франшизам сетей фастфуда»,– добавляет ресторатор. У кондитерских Dunkin’ Donuts в январе–марте количество запросов на получение франшизы стало на 15% больше относительно четвертого квартала 2013 года, отмечает гендиректор «Донатс Проджект» Светлана Валиева.
Вице-президент Subway Russia Franchising Геннадий Кочетков говорит, что обычно две трети обращений в компанию за франшизой приходится на действующих партнеров, желающих увеличить число своих закусочных. Но по итогам первого квартала более 60% пришлось на запросы от новых партнеров, уточняет господин Кочетков. По его словам, сложившаяся динамика спроса отражает текущие экономические события – угрозу санкций от международного сообщества в отношении России и резкий рост курсов валют (за три месяца доллар и евро подорожали на 10%). «Во время кризиса 2008–2009 годов количество ресторанов Subway в России удвоилось за счет продажи франшиз»,– вспоминает топ-менеджер. Эрнесто Гонзалез считает экономические трудности не единственным драйвером. «Спрос на франшизу зависит и от количества строящихся торговых центров, которым в фуд-кортах нужны популярные бренды»,– рассуждает он. По словам господина Елашвили, франчайзинговые проекты традиционно популярны в общепите из-за коротких сроков окупаемости: на рынке фастфуда этот показатель составляет два-три года, в сегменте демократичных ресторанов – три-четыре года. Доходность одного заведения фастфуда составляет в среднем 20% в год, подсчитал один из рестораторов. В то же время банковские вклады приносят не более 6% годовых в долларах США и 11% в рублях (данные Banki.ru).
Но интересанты не всегда спешат оформить окончательные договоры. В Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) заметили даже замедление темпов прироста ресторанных сетей, работающих по коммерческой концессии: если в январе–марте 2012–2013 годов рост составлял 20%, то в первом квартале этого года – около 15%. Опрошенные “Ъ” рестораторы считают эти результаты непоказательными, так как в январе–марте заключались договоры по заявкам, поступившим в конце 2013 года.
По данным эксперта портала Franshiza.ru Анны Рождественской, пик роста франчайзинговых проектов в сегменте общепита пришелся на 2007–2011 годы, когда их доля увеличилась с 15% до 20% от общего числа всех выданных лицензий. Но в 2012–2013 годах этот показатель снизился до 14%. Для сравнения: в 2007–2011 годах доля франчайзинговых проектов в непродовольственном ритейле оставалась неизменной – 55%, в 2012–2013 годах сократилась до 43%. «С марта в России продажи франшиз замедлились»,– отмечает эксперт. В краткосрочной перспективе на рынке франчайзинга может наблюдаться незначительная стагнация, не исключает Мераб Бен-Эл (Елашвили), возглавляющий также РАФ. «Это связано с тем,– заключает он,– что сейчас в целом по стране низкая деловая активность, добавьте к этому сохранившееся желание бизнеса вывести капитал за рубеж».
Екатерина Геращенко, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?