Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
4636

Поделиться

В России растет спрос на отечественное вино

Эксперты компании «Градус» провели сравнительный анализ продаж тихих вин в сетевой рознице, сравнив данные за 2021 и 2022 год по алгоритму Gradus Retail Index (GRI).

senivpetro/Freepik

senivpetro/Freepik

В 2022 году российских рынок игристых вин, несмотря на сложную экономическую обстановку в стране, вырос. Продажи в декалитрах выросли на 13,7%, в штуках — на 18,6%, в рублях — на 28%. Средняя цена игристых вин в 2022 году выросла на 8% до 368 руб. за штуку. Основной причиной роста стал уход из России ряда иностранных брендов, что стимулировало рост продаж игристых вин отечественного производства. По данным Росалкогольрегулирования, производство игристых вин в РФ выросло в 2022 году на 25,2% до 16,2 млн ДАЛ.

Наибольшую долю в объёме продаж игристых вин в России в 2022 году занимало игристое вино. На долю продаж в этом сегменте в 2022 году приходилось 72,55% объема продаж игристых вин в декалитрах, 73,3% объёма продаж в штуках и 80% продаж в рублях. На долю газированных вин приходилось 27,2% объёма продаж в декалитрах, 26,5% продаж в штуках и 17,05% в рублях. Продажи шампанского вина составляли не более 0,2% продаж игристых вин в декалитрах и в штуках, в рублях доля этих вин достигала 2,86%.

Источник: Gradus Retail Index

Источник: Gradus Retail Index

За последние четыре года (с 2019 по 2022 год) рынок игристых вин показывал высокие темпы роста, несмотря на то, что время оказалось для России непростым — от пандемии коронавируса до экономического кризиса 2022 года, вызванного санкциями. Тем не менее, продажи игристых вин за указанный период оказались двузначными: в декалитрах продажи за четыре года выросли на 38%, в штуках — на 44%, а в рублях — на 85%. Связана такая тенденция, прежде всего, с ростом собственного производства игристых вин в России, а почти двукратный рост рублёвых продаж связан также с ростом средней цены розничной продажи, которая за 4 года выросла на 28%.

За четыре года доля игристого вина на российском рынке выросла с 64,7% в 2019 году до 72,55% в 2022 году в декалитрах, почти такая же динамика наблюдалась и в штуках продаж. За этот же период доля газированных вин снизилась с 34,97% до 27,21%, уступив часть рынка игристому вину, а доля продаж шампанских вин в России всегда была очень небольшой, при этом за четыре года она сократилась с 0,33% до 0,23%. Такая тенденция отражает спрос покупателей на высококачественное вино, при этом доступное по цене, и, кроме того, мировую тенденцию роста потребления высококачественных игристых вин.

Источник: Gradus Retail Index

Источник: Gradus Retail Index

По критериям цвета виноматериала максимальную долю в 2022 году на рынке игристых вин занимало белое вино (74,62% в декалитрах и почти такая же доля в штуках). На долю розового вина приходилось 17,49% продаж в декалитрах и 18,11% в штуках, красного вина — 7,89% в декалитрах и почти столько же в штуках. За последние четыре года доля белого вина на российском рынке игристых вин изменилась в сторону роста, но незначительно, как в декалитрах, так и в штуках. Доля розового вина на рынке в указанном периоде незначительно сократилась в декалитрах, а в штуках — также незначительно, но выросла. Доля продаж красного вина за четыре года немного снизилась, как в декалитрах, так и в штуках.

По критериям вкуса виноматериала крупнейшим сегментом рынка игристых вин в России в 2022 году был сегмент полусладкого вина. На долю продаж полусладкого вина приходилось 52,1% продаж в декалитрах и 51,62% в штуках. Вторым по величине сегментом продаж являлся брют (24,92% в декалитрах и 25,9% в штуках), третьим — сладкое вино (11,8% в декалитрах и 11,5% в штуках). Доля сухого вина на российском рынке составляла только 5,18% в декалитрах и 4,96% в штуках), полусухого — примерно 5%, как в ДАЛ, так и в штуках, а доля вина экстра-брют была очень небольшой, составляя всего около 0,5% в ДАЛ и в штуках. За четыре последних года, тем не менее, доля полусладкого и сладкого вина на рынке снизилась, при одновременном увеличении продаж вина брют, полусухого и сухого вина. Издание «Винный гид России» оценивает такую тенденцию как следствие постепенного отказа российских покупателей от вин с высоким содержанием сахара. Также можно отметить увеличение за последние четыре года российскими виноделами производства вин брют и экстра-брют.

Источник: Gradus Retail Index

Источник: Gradus Retail Index

В страновом разрезе на российском рынке игристого вина преобладают вина отечественного производства. В 2022 году в России было продано 10,55 млн ДАЛ отечественного вина (в штуках — 151,2 млн шт., в рублях — 38,52 млрд руб.). Объём продаж российских вин вырос в 2022 году на 16% в декалитрах, на 22% в штуках, а в рублях — на 34%. Доля вин российского производства в 2022 году на отечественном рынке составила в декалитрах 68,49% продаж, в штуках — почти 70%. На втором месте по доле рынка — игристые вина из Италии (21,4% продаж в декалитрах и 21% — в штуках). Около 4,13% продаж в декалитрах и 3,9% продаж в штуках приходится на вина из Франции, на вина из Литвы — 2,9% и 2,8%, соответственно, на вина из Испании — 2,27% и 2,14%, соответственно, а вина из прочих стран на российском рынке долю менее 1%.

При этом, несмотря на уход из России ряда иностранных брендов, на долю импортных вин приходилось все равно существенные 31,5% рынка в декалитрах и 30% продаж в штуках. Продажи вин из некоторых зарубежных стран в 2022 году даже выросли: например, продажи испанских вин в декалитрах выросли на 24,76%, французских — на 13,7%, итальянских — на 9,4%, вин из прочих стран — на 7%. Одновременно продажи вин из Литвы сократились на 11,1%.

Источник: Gradus Retail Index

Источник: Gradus Retail Index

По ценовому сегменту в 2022 году 54,63% продаж игристых вин в рублях приходилось на вина низкоценового сегмента, 31,93% — на вина премиального сегмента, и 13,45% — на вина среднеценового (стандартного) сегмента. За четыре последних года доля продаж вин низкоценового сегмента сократилась с 63,55% до 54,63%, немного уступив долю винам премиального и стандартного сегмента. Доля первого из них выросла за четыре года с 23,2% до 31,93%, второго — с 11,45% до 13,45%. Почти 2/3 продаж игристых вин приходится на мини-маркеты, 23,36% — на гипермаркеты, 9,23% — на супермаркеты.

По мнению Евгения Акентьева, операционного директора РА «Градус», тенденция к росту потребления игристых вин в России будет продолжать расти, и в 2023 году мы ожидаем сохранения двузначных темпов роста этого рынка.

Источник: Gradus Retail Index

Источник: Gradus Retail Index

SimpleWine: мужчины выбирают более дорогое вино, чем женщины

Винодельня Château de Talu займется выпуском косметики

Интервью

Декоративное изображение

Артем Филипцов, сеть Cozy Home: «Продавцы приходят в розницу за деньгами, а не за развитием, а мы стараемся их мотивировать»

Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами