Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В России на продажу выставлено 400 розничных сетей
Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела конференцию «Розничная торговля: закон против…». Ее участники прогнозируют, что кризис в розничной торговле только начинается. В ближайшие годы многие компании прекратят свое существование, вырастет государственное присутствие в отрасли. Наиболее устойчивыми в этих условиях окажутся федеральные дискаунтеры.
«Малые "белые" сети будут почти наверняка поглощены крупняком. Останутся только 1) частные магазинчики с постоянным локальным кругом покупателей - преимущественно в регионах, 2) неконтролируемые рынки и недалеко ушедшие от них мелкие сети, 3) крупные сетевые ритейлеры. В этом смысле Россия, хоть и с отставанием, но, безусловно, будет двигаться к стандартам Восточной Европы, где доля сетевой розницы - до 60% рынка», - уверен начальник отдела корпоративного анализа банка «Петрокоммерц» Евгений Дорофеев. Его поддерживает управляющий партнер ManagementDevelopmentGroupInc Дмитрий Потапенко: «Сейчас под продажей - читай, отдачей за долги - стоит порядка 400 сетей при том, что до кризиса их было 2 000 всего».
«Количество компаний малого бизнеса сократится, особенно это касается сегмента непродовольственного ритейла, и это заметно сейчас. Крупные сети имеют большую устойчивость и могут воспользоваться кризисным периодом для роста», - ожидает аналитик «КИТ-Финанс» Наталья Колупаева. Ее коллега из УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин считает, что небольшие игроки как раз имеют шансы оказаться более стабильными: «Малый бизнес закредитован в меньшей степени и по этой причине более устойчив. В уязвимом положении находятся, скорее, средние по масштабам бизнеса игроки, активно развивавшие экспансию на заемные средства». Г-н Потапенко занял компромиссную позицию: «Темпы разорения и сетей, и малых предпринимателей приблизительно одинаковы».
Г-н Клягин согласен, что сложившейся ситуацией смогут воспользоваться федеральные сети: «Дистресс-активы можно приобрести с очень существенным дисконтом, иногда конкурента можно приобрести просто за долги. Т.е. вполне очевидно, что экспансия на новые рынки в настоящий момент может обойтись заметно дешевле, чем в докризисный период. Мы не исключаем, что на этом фоне доля наиболее крупных сетей во многом являющихся заложниками собственного роста, а кроме того, в общем-то способных поддержать сравнительно высокие темпы развития, будет расти заметно быстрее».
На сильные позиции федеральных сетей, работающих в эконом-сегменте, обращает внимание г-жа Колупаева: «Наиболее устойчивы к кризису компании, работающие в формате дискаунтеров, предлагающие базовый ассортимент по минимальным рыночным ценам. Среди крупнейших ритейлеров - "Магнит" и "Х5 Retail Group". Государство уже оказало меры поддержки, вряд ли будет продолжаться покупка сетей, только если покупка будет продиктована необходимостью оказать помощь в рефинансировании долгов». Г-н Дорофеев не исключает роста государственного присутствия в розничной торговле в рамках общего получения государством контроля над компаниями, рефинансировавшими кредиты в госбанках: «Пока ясных перспектив такого исхода не видно, но к осени ситуация может поменяться. В целом же, ритейл представляется менее интересным для государства, нежели, например, алкогольный бизнес. Более интересен он региональным властям».
Государственные банки будут наращивать свое присутствие в ритейле, но вынуждено и наряду с частными банками. Нельзя исключать формирования достаточно крупных холдингов под эгидой финансовых структур. «В условиях продолжающейся коррекции цен и отсутствия крупных покупателей (т.е. отсутствия возможности с минимальными потерями реализовать такие залоги на рынке) это будет мотивировать их к созданию собственных структур для управления подобными проектами. В более долгосрочной перспективе, конечно, наиболее реалистичным выглядит сценарий дальнейшей перепродажи таких активов профильным игрокам рынка», - считает г-н Клягин.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?