Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В России идет распродажа торговых сетей
Похоже, экономический кризис и не думал отступать от розничных сетевых торговцев. Для многих сетей единственный шанс остаться на рынке — найти инвесторов. Другой вариант для владельцев — продать свой бизнес. По всей России сейчас выставлено на продажу 400 сетей, хотя еще до кризиса их всего значилось 2000. Продаются и столичные сети — «7 звезд» и «12 месяцев», — и региональные. Есть предложения в Благовещенске, Липецке, Нижневартовске, Орле, Томске, Омске, Новосибирске и других городах.Причем большинство этих сетей не продают, а, по сути, отдают за долги.
BFM.ru получил в распоряжение редакции коммерческие предложения и стоимость оборудования нескольких региональных сетей. В частности, сеть «Провиант», включающая 114 магазинов и работающая в формате «Магазин у дома» и «Супермаркет» во многих городах Центрально-Черноземного региона России, сейчас ищет финансового инвестора на 25-49% в акционерном капитале компании. Она намерена осуществить сделку за деньги. Стоит отметить, что сеть занимает 80% местного рынка.
После совершения сделки и дальнейшего развития сети предполагается, что текущие акционеры и финансовый инвестор выйдут из бизнеса. В декабре 2008 года компания успешно прошла оферту по облигационному займу и выкупила его с рынка. Долговая нагрузка сети по состоянию на III квартал 2009 года составляет 1 млрд 120 млн рублей (краткосрочные и долгосрочные кредиты, облигации и векселя).
Продается также красноярская сеть «Красный Яр» (30 супермаркетов общей площадью 30 тысяч кв. м.). У сети неплохая диверсификация поставщиков — доля ни одного из них не превышает 5% от общего объема. Кроме того, сеть владеет двумя складами в центре Красноярска и имеет собственный автопарк. В собственности сети пять магазинов общей площадью около 4800 кв. м., остальные торговые площадки находятся в аренде.
В 2008 году объем продаж «Красного Яра» составил более 3,6 млрд рублей, EBITDA — 244 млн рублей, а чистая прибыль — 174 млн. Годовая выручка с квадратного метра сети составляет 8715 долларов. Банковский кредит сети равен 170 млн рублей, а соотношение долг/EBITDA — 0,7.
Управляющий партнер Management Development Group и владелец сети «Гастрономчикъ» Дмитрий Потапенко рассказал BFM.ru, что сейчас он планирует приобрести сеть и уже откликнулся на массу предложений, однако пока ничего купить ему не удалось. По его словам, суммы стоимости сетей варьируют от 10 миллионов рублей до 15 миллионов долларов. География и размеры активов тоже обширны. Что выгоднее, приобретать, сеть с мизерным оборотом в Москве, или крупного регионала, однозначно сейчас сказать трудно. Невозможно назвать и справедливую цену.
Одной из главных проблем Дмитрий Потапенко считает непонимание многими игроками особенностей рынка сетевой розничной торговли. «Чаще всего в регионах так называемая сеть просто имеет одну вывеску, а внутренние структуры страшные и совершенно убитые. Под одним названием может быть и маленькая палатка и тысячеметровый супермаркет. При этом понятно, что это совершенно разноформатные объекты, не связанные ни ассортиментом, ни местоположением, ни бизнес-процессами. И все это они называют сетью. Приобретая такой актив заранее ясно, что будет очень трудно стандартизировать бизнес-процесс».
Кроме того, как рассказал Дмитрий Потапенко, с наступлением экономического кризиса очень сильно изменились критерии покупки. «Если раньше рынок рос, и мы понимали, что когда покупаешь сеть, приобретаешь оборот, и оборот растущий. То сейчас понятно, что покупается оборот падающий. А вот насколько он упадет — предсказывать трудно. Сети, которые сейчас выставлены на продажу, требуют от покупателя еще и дополнительных финансовых вложений на стандартизацию бизнеса. Также из-за хаотичности внутренней структуры подобные активы трудно приобретать зарубежным компаниям».
Директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова считает, что с покупкой сетей сейчас стоит повременить, да и к тому же некоторые сети сейчас не очень привлекательны. «Универсальный рецепт для выгодного приобретения — это достижение дна кризиса. Когда кризис достигнет своей крайней точки и двигаться можно будет только вверх, а не вниз, в этот момент и стоит приобретать что-то. Впрочем, сейчас трудно говорить о том, когда это дно наступит. С другой стороны, приобретая розничный бизнес нужно руководствоваться основным критерием — эффективностью торговых точек. Зачастую у тех сетей, что сейчас продаются, ведение бизнеса было настолько неэффективным, что сейчас найти покупателя очень трудно. Поэтому каждому приобретению должна быть дана детальная экспертная оценка. Помимо всего прочего, в текущей ситуации выясняется, что руководители и собственники продающихся объектов переоценили в свое время активы и нагрузили их излишними обязательствами по взятым кредитам. Поэтому привлекательность этих объектов снижается еще с этой точки зрения».
Эксперт считает, что кризис на рынке сетевой розничной торговли будет усиливаться. Но, помимо продажи для сетей, есть еще один рецепт выживания. «Имеется возможность консолидации, и этот процесс уже начался, когда небольшие розничные сети объединяются в закупочные пулы. Я думаю, что у этого процесса есть колоссальные перспективы. В сетевой розничной торговле главное — место торговой точки и покупательная способность клиентов, а также то, чего не хватает большинству мелких игроков, особенно в кризис — наличие проработанной бизнес-стратегии».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?