Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В регионах РФ растет спрос на замороженные овощи
Рынок замороженных продуктов в РФ к 2006г. вырос до150 тысяч тонн в натуральном выражении, составив порядка 160 млн долларов.
Данные о темпах его роста разнятся: если одни аналитики говорят о росте в 20% за год и выше, другие фиксируют годовой рост на уровне 10%. При этом все соглашаются, что рост рынка ограничен, главным образом, поставками сырья из-за границы, а его развитие происходит за счет освоения регионов (на фоне региональной экспансии торговых сетей).
Данные о росте рынка заморозки на 20-25% в год являются завышенными, – заявил в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" гендиректор компании "Айсбит", Игорь Сметанин. По его мнению, многие участники рынка, завышая темпы роста, надеются заинтересовать потенциальных инвесторов. "Также 3-4 года назад говорили о росте рынка продуктов быстрого приготовления на 25 и даже 30% в год, – вспоминает И.Сметанин, – однако, сразу после того, как на рынке произошла самая крупная сделка, стал проявляться пессимизм. Хорошо, если рынок овощной заморозки растет на 10-15% в год".
Прежде всего, рост ограничен поставками сырья. А сырье на 80% импортируется из-за границы. Что серьезно бьет по продовольственной безопасности государства, ведь при российских масштабах нередко продукты, иначе как замороженными транспортировать в удаленные регионы нельзя. А с поставками из-за границы возникают перебои, – сетует коммерческий директор агрокомплекса "Ледово", Маргарита Снегирева. – Иногда, чаще к весне, можно заметить, что замороженных овощей на прилавках нет. Не секрет, что нехватка сырья упирается в проблемы сельского хозяйства России. "Астраханская область в доперестроечные времена выпускала до 500 тысяч тонн овощной продукции, – говорит И.Сметанин. – Земля и вода остались на месте – надо заново создать рынок потребления этой продукции и все вернется". Но пока лишь единицы морозильных предприятий решаются разместить свои мощности вблизи российских полей (на юге страны в первую очередь). Таким образом, потребление действительно стимулирует производство: овощи должны быть заморожены как можно скорее – такой продукт, как горох до заморозки "живет", например, считанные часы (и сутки до консервации) и т.д. И склады для хранения продукции, и предприятия для заморозки необходимо размещать как можно ближе к источникам сырья, то есть к полям, что, в свою очередь, вдохновляет овощеводство.
Тем не менее, сегодня отечественный рынок еще не может дать столько замороженных овощей, грибов и ягод, сколько потребляется гражданами. Так, например, российских грибов в теплицах производится порядка 8 тысяч тонн в год, притом, что потребляется около 42 тысяч тонн (культивированных шампиньонов). То есть, по сути, российские производители замороженных овощей в своем большинстве лишь морозят заграничное сырье и фасуют его в брендированные пакеты. И лишь немногие осторожно планируют увеличить долю отечественного сырья в своем производстве к 2008г. с 20 до 35%.
Тем временем увеличивается доля некачественных моноовощей, смесей и грибов, импортируемых из Китая, – отмечает М.Снегирева, обвиняя в этом Федеральную таможенную службу – "Таможня пропускает некачественный продукт на рынок". Другие эксперты объясняют это недостаточной жесткостью российского санитарного законодательства. Но также факт импорта "готовых" – уже замороженных овощей только подтверждает растущий спрос на данную продукцию в РФ. А пока граждане России закупают некачественные овощи и грибы из КНР, российские лесные (дикорастущие) грибы-ягоды являются предметом экспорта – даже в замороженном виде. По словам
И.Сметанина, в стране потребляется менее 50% собранного урожая дикорастущих грибов и ягод.
Отметим также большой спрос на замороженные овощи, ягоды и т.д. в России со стороны общепита и пищевой промышленности в целом. Например, в промышленных объемах лук сгнил в 2007г. еще в январе, то есть альтернативы замороженному луку не было. Также без мороженых ягод и фруктов невозможно промышленное производство йогуртов и т.п. в молочной промышленности.
Остается добавить, рентабельность бизнеса, по оценкам участников рынка замороженных овощей, ягод и грибов, составляет 15%, а инвестиционные проекты окупаются за 3-4 года. Только инвестиции в отрасль могли бы быть и выше, – считают эксперты, – их притоку мешает слишком высокая налоговая нагрузка на отрасль. Хотя, возможно, еще в большей степени инвесторов пугает проблема дефицита сырья. Тем любопытнее, что М.Снегирева отмечает активность иностранного капитала на рынке заморозки: скупаются агрофермы и т.п. сырьевые базы. Не значит ли это, что российские инвестиции тормозятся относительно не высокой рентабельностью бизнеса – на взгляд российских капиталистов.
Как бы то ни было, по данным исследований, среди домохозяйств России замороженные овощные смеси потребляют 86% населения, грибы – 72%, ягоды и фрукты – 66%, овощи одного вида – 53%, картофель-фри – 28,7%. И потребление замороженных овощей растет – а в общей структуре продаж растет вес регионов. Если в 2004г. на Москву приходилось 33% всего рынка, то 2005 – 21, а в 2006 – 18%. Напомним, при шоковой (быстрой) заморозке теряется всего 10-20% полезных свойств продукта, зато дальнейшие их потери также замораживаются.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?