Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 961
Поделиться
В регионах магазины лишаются алкогольных лицензий
У гастрономов в регионах отзывают алкогольные лицензии
Торгующие алкоголем магазины могут исчезнуть в некоторых российских городах. Это связано с тем, что по новым законам местные власти могут самостоятельно определять границы мест, возле которых нельзя торговать спиртным. В небольших населенных пунктах зачастую возле единственного магазина находится либо больница, либо школа или ясли, что дает повод администрации лишить такие точки права продавать пиво и водку.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) готовит обращение в правительство с просьбой исправить ситуацию вокруг розничных алкогольных лицензий, которые могут быть аннулированы из-за изменений в алкогольном законодательстве. Об этом РБК daily сообщил исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский.
Ритейлеры занервничали после того, как в начале 2013 года вступило в силу постановление, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым. Документ позволяет органам власти субъектов РФ самостоятельно определять границы мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности. Вблизи таких объектов, согласно положениям федерального закона «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ), запрещена розничная продажа алкоголя.
Учреждения, границы прилегающих территорий которых могут теперь определять муниципальные власти, – детские, образовательные, медицинские организации и объекты спорта, вокзалы, аэропорты и «иные места массового скопления граждан». В итоге каждый из муниципалитетов по-своему решает, какие границы устанавливать и как измерять расстояние от объекта торговли до прилегающей территории условного детского сада или школы.
Из региональных центров наиболее проблемными в этом плане опрошенные ритейлеры называют Тулу, Тюмень, Якутск и Калугу. «Проблема остра во всех регионах, но особенно она ощутима в небольших городах, где до половины магазинов попадают под подозрение в несоблюдении новых норм закона», – говорит директор по внешним связям ГК «Дикси» Екатерина Куманина. К примеру, открытие массажного или стоматологического кабинета может поставить под угрозу существование магазина, который обеспечивает продуктами целый квартал и держит низкие цены на социально значимые товары. «Получается, что в Калуге мы можем торговать алкоголем только в магазине возле кладбища», – пошутил директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов на вчерашней отраслевой конференции.
Муниципальные власти всех субъектов должны до 1 марта 2013 года опубликовать на своих сайтах схемы границ прилегающих территорий для каждого объекта, торгующего алкоголем. Уже сейчас, по словам г-на Сусова, около сотни магазинов группы перестали торговать алкоголем. Г-жа Куманина говорит, что около 15% магазинов «Дикси» формата «у дома» находятся под угрозой отзыва алкогольной лицензии. Отзыв лицензии грозит ритейлерам серьезными потерями – 10–15% выручки магазина приходится на алкоголь, кроме того, он является драйвером продаж другой продукции, отмечают участники рынка.
Не слишком довольны такой правоприменительной практикой и в Госдуме. Депутат Виктор Звагельский, автор большинства законодательных новелл, связанных с алкогольной отраслью, говорит, что еще во время обсуждения закона он предупреждал о возможности возникновения подобной проблемы. Депутат считает, что в федеральный закон нужно в ближайшее время внести поправки, которые пресекут самоуправство на местах. При этом Виктор Звагельский уверен, что реальным решением проблем алкогольной розницы станет создание спецмагазинов для продажи спиртного.
Анна Левинская, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?