Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В онлайн-секторе рост продаж не останавливается
В настоящее время объем продаж в секторе онлайн-торговли составляет 1,4 трлн. руб. К концу года, по оценкам аналитиков, он увеличится еще на 5,3%. Казалось бы это должно радовать, но есть проблема – основная часть компаний в этой сфере иностранные (в основном китайские). Если российское правительство не предпримет никаких мер в части облегчения условий для развития отечественного бизнеса, то в ближайшее время практически все деньги от отечественной интернет-торговли уйдут за пределы нашей страны. И это несмотря на то, что показатели продаж у основных российских ритейлеров показывают рост.
Беспрецедентный рост
Экономический кризис в стране существенно перераспределил торговые потоки. В прошломгоду оборот розницы в России сократился на 10%. При этом, выручка от реализации товаров через интернет выросла на 7%. А если взять статистику в этом сегменте за последние 3 года, то наблюдается скачок почти в 2 раза – с 736,0 млрд. руб. в 2012 году до 1,4 трлн. руб. в 2015.
Многие отечественные сети достаточно активно освоили данный вид продаж. Так, например, по информации АКИТ (Ассоциация компаний интернет торговли), ГК «Детский мир» за первой полугодие текущего года увеличил объем онлайн-продаж почти в 2,5 раза. Причем общий объем выручки сети вырос на 36%. Опережающие темпы роста продаж через интернет-площадки показали такие популярные в России ритейлеры, как «М-видео» и «Эльдорадо». В два раза подскочила онлайн-выручка у Inventive Retail Group. Эта компания имеет в России сеть магазинов электроники, спортивных и детских товаров.
Начало 2016 года по количеству заказов в интернете беспрецедентно. Рост продаж с января по март текущего года по сравнению с прошлым годом вырос на 22%, а выручка на 27%. Тем не менее, темпы роста по году сокращаются – причем значительно. По прогнозам в 2016 году он составит 5,3%. Для сравнения, в 2013 году этот показатель находился на уровне 34,4%, в 2014 году – 31%, а 2015 – уже 6,6%.
Российские власти, понимая, что отечественный интернет-рынок требует поддержки (в противном случае доминанта китайцев на нем будет подавляющей) разработали ряд стимулирующих данную сферу бизнеса мер. Они сводятся к следующему – снять ограничения на продажу таких товаров, как продовольствие, ювелирные изделия, лекарственные препараты, алкоголь и табак. Минэкономразвития, непосредственно занимающееся этой проблемой, направило правительству РФ соответствующие предложения. Но, в ответ – тишина. В настоящее время никто не может сказать, когда решение этого вопроса будет на повестку дня.
По мнению АКИТ, если правительство пойдет навстречу и отменит вышеуказанные ограничения, то онлайн-торговля уже в этом году покажет ощутимый рост. Одним из основных противников данных изменений выступает Минздрав РФ, который категорически не согласен с послаблением продажи алкоголя и табака. Представители ведомства утверждают, что благодаря ограничению продажи алкогольных напитков, их потребление на территории Российской Федерации в период с 2009 по 2015 год упало с 14,3 до 10,5 л. на душу населения. В случае изменения законодательства в данной сфере достигнутый за годы эффект будет нивелирован, уверено Министерство здравоохранения РФ. Не стоит забывать, предупреждает ведомство, и о рекламе алкоголя и табака, которая сопряжена с торговлей в интернете. Она касается уже более широкого круга людей, в том числе и детей.
Есть над чем работать
Иностранные сайты, предлагающие российским гражданам через интернет свои товары, находятся, куда в более предпочтительных условиях, нежели их коллеги из России. Со слов представителей АКИТ, зарубежные компании, пользуясь своим положением, во многом полученном ими благодаря пробелам в законодательстве, в настоящее время могут предложить потребителям гораздо более выгодные и интересные предложения. Сегодня иностранный ритейлер по сути работает вне федерального закона «О защите прав потребителей». Ему не надо платить таможенные пошлины на ввоз товаров, тратить деньги на сертификацию продукции, а также выполнять гарантийные обязательства. И если данную ситуацию не исправить, то в ближайшие годы почти весь интернет-рынок России будет «захвачен» зарубежными интернет-продавцами. Конкурентные условия должны быть едины для всех участников рынка, уверены эксперты АКИТ. По данным этой организации, только в период с 2013 по 2015 год объем закупок товаров россиянами у зарубежных интернет-ритейлеров увеличился практически в 3 раза - с €1,2 млрд.до €3,1 млрд. Львиная доля объемов приходится на китайские компании. Три года назад доля товаров из «поднебесной» на российском рынке составляла 40%. По итогам 2015 года этот показатель увеличился вдвое и уже находится в пределах 80%. Разница в темпах роста продаж российских и иностранных компаний существенная, а динамика и тенденция данного процесса очевидны. Но, справедливости ради стоит отметить, что проблема отечественного рынка интернет-продаж не только в законодательстве, но и в крайне скудном ассортименте, который могут представить российские компании. Что они в состоянии предложить на экспорт? Почти ничего. А если взять продукцию той же Alibaba, то мы увидим тысячи наименований потребительских товаров. Кроме того, далеко не все отечественные интернет-ритейлеры имеют высокий уровень обслуживания своих клиентов. Качественная логистика и квалифицированные сотрудники для многих компаний непозволительная роскошь. Существуют также проблемы с платежами. Особенно остро они проявляются в регионах. Так что, отечественной отрасли интернет-торговли есть над чем поработать. И дело здесь не только в разных конкурентных условиях.
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.