Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В Новосибирске начали слежку за розницей
По решению губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского создана рабочая группа по совершенствованию отношений между производителями продовольствия и торговыми сетями. В нее вошли представители налоговой и антимонопольной служб, которые, согласно задумке губернатора, будут давать рекомендации представителям бизнеса. При этом представителей сетей удивляет, что их не только не позвали в эту группу, но даже на ее заседание.
Заместитель губернатора Новосибирской области, руководитель департамента АПК Виктор Гергерт в интервью BFM.ru пояснил, что рабочую группу создали для того, чтобы решить проблемы, связанные с необоснованными просрочками по платежам перед производителями продовольствия. «Такая проблема (отсрочки платежей. — BFM.ru) всегда была и есть по сей день, — сообщил он. — В последние годы в Новосибирске появилась масса сетей, которые сливались, укрупнялись, создавали почти монополии, в какой-то момент они стали диктовать поставщикам условия и просить платы за объемы, за вход, за полку и другие бонусы. Когда же начался экономический кризис, и сетевые структуры стали ощущать проблемы с кредитами, сети все переложили на поставщиков. Отношения между сетями и поставщиками требовали совершенствования и контроля. Кто это должен делать, как не власть, я не знаю. В данном случае власть будет гарантом создания справедливых отношений».
Принятые губернатором меры депутат областного совета Александр Замиралов считает своевременными — по его словам, при существующей разнице между закупочными ценами на сырье и ценами на готовую продукцию в розничной торговле могут возникнуть конфликты между производителем товара и продавцом; не допустить подобных конфликтов и призвана созданная группа.
«В этом плане абсолютно своевременная мера для того, чтобы можно было договариваться и решать вопросы по сдерживанию процессов инфляции, необоснованного роста цен, — сказал в интервью «Клубу регионов» Александр Замиралов. — Об этом сегодня говорит президент, что у нас есть перекосы, потому что рынок выстраивается, мы входим в какой-то цивилизованный рынок, и на этапе вхождения требуются моменты согласования определенных договоренностей, так что это нормальная рыночная мера».
Виктор Гергерт подтвердил в интервью BFM.ru, что на днях состоялось первое рабочее собрание группы, и туда были приглашены поставщики и представители ассоциаций. На первую встречу рабочей группы представителей сетей, действительно, не пригласили, но Виктор Гергерт объяснил это тем, что «поставщики боятся в присутствии сетевиков рассказывать о своих проблемах».
«Пока участники только высказывали предложения, — рассказал замгубернатора. — Предложения были различными — от очень радикальных до невозможных с правовой точки зрения. Предлагали даже разработать типовой договор между сетью и поставщиком, чтобы администрация его согласовывала, но таких мер, конечно, никто принимать не будет».
По словам Виктора Гергерта, на совещании предварительно решили, что будут рекомендовать сетям работать по нормам и правилам, прописанным в проекте закона о торговле. И будут отслеживать соблюдение этих рекомендаций.
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский рассказал BFM.ru, на подобные совещания часто не приглашают ритейлеров, что несправделиво. «Это старая песня, что поставщики боятся, будто ритейлеры после разговора будут их притеснять, — сказал он. — На самом деле никто бы не стал этого делать, потому что, если не будет поставщиков, не будет и сетей, и наоборот». По мнению Ильи Белоновского, в действительности у поставщиков просто недостаточно аргументов, чтобы доказать, что их действительно притесняют: «То, что в эту рабочую группу не входят ритейлеры, — совершенно непонятный подход. Собираются некие люди, почти инкогнито, принимают какие-то решения. Даже в форме рекомендаций указания от них будут выглядеть странно».
Одновременно он рассказал, что нередко первые лица субъектов федерации собирают ритейлеров на «разговор» об увеличении доли местной продукции в сети. «Мы не против, в рамках своего формата, своей стратегии бизнеса стараться увеличить долю присутствия продукции местного производства в наших сетях, — говорит Илья Белоновский. — Но когда указывают, какой процент этой продукции должен быть на полке — это уже называется нарушение антимонопольного законодательства. В некоторых областях были и официальные документы, в которых говорилось, что в такой-то сети должно быть не менее 60% продукции местного производства».
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.