Декоративное изображение
3 985

Поделиться

В Краснодаре заморожено более 500 000 м торговых площадей

Финансовый кризис скорректировал грандиозные планы игроков рынка торговой недвижимости Краснодара. Строящиеся и планируемые проекты общей площадью более 0,5 млн. кв. м. заморожены на неопределенный срок, а многие из них никогда уже не войдут в стадию реализации, сообщают специалисты MACON Realty Group в своем обзоре для СМИ.

В последние годы рынок торговой недвижимости Краснодара развивался одними из самых активных темпов в России. Сейчас его объем составляет порядка 470 тыс. кв. м, но уже к 2013 году, по планам девелоперов, он должен был увеличиться до 1,2 млн. кв. м. Однако, кризис тяжело ударил по рынку ритейла и подверг эти планы существенной коррекции – к указанной дате введется только 30% от заявленного объема.

Так, заморожены такие строящиеся объекты, как ТРЦ OZ (AIM Property), ТРК «Краснодар» (DVI Group), ТОЦ «Виктория» (ООО «Бизнес-инвест»), проект реконструкции Сенного рынка («Экспо-центр)». Кроме того, в обозримом будущем не войдут в стадию реализации еще 9 объектов торговой недвижимости, сдача которых была намечена на 2010-2013 гг.

В последние годы особенно активно в Краснодаре развивались местные и федеральные торговые сети. В большинстве случаев прирост объемов торговых площадей происходил за счет привлечения заемных средств, т.к. собственные оборотные средства торговых предприятий не способны были обеспечить столь бурное развитие. В борьбе за покупателя, компании наращивали арендуемые площади, не особо задумываясь о рентабельности каждой отдельной торговой точки, компенсируя потери от содержания неудачных проектов прибылью более успешных магазинов.

В результате в некоторых сегментах рынок был перенасыщен, что уменьшило товарооборот компаний. Ярким примером является сеть «Диксис», которая до кризиса развивалась по принципу «максимального расширения», а теперь, не справившись с долговой нагрузкой, ее собственники ведут переговоры о продаже сети. В подобном положении оказались многие другие торговые сети, которые планировали активное расширение на конец 2008-2009 гг. Резкое сокращение спроса на торговые помещения свидетельствует о том, что эти планы приостановлены.

В торговых центрах появляются пустые торговые помещения, происходит смена арендаторов. Так, в ТЦ «Галерея» закрыто 9 магазинов и сменились арендаторы еще 6, в «Красной площади» съехали арендаторы 6 торговых точек, в недавно открывшемся ТРК «Галактика» все еще открыто лишь несколько магазинов. А вот в ТРЦ «Сити-центр» в период кризиса открылись 7 магазинов, и еще множество компаний стоят в так называемом «листе ожидания».

Последний пример наглядно свидетельствует о дальнейших перспективах развития рынка. Он уже достиг порога локального насыщения и в дальнейшем будет развиваться только за счет вывода на рынок объектов с узкой специализацией и форматов, которые ранее еще не были представлены в городе. Кроме того, все больше торговых центров будут появляться в составе МФК, что позволит девелоперам диверсифицировать собственные риски на рынке торговой недвижимости, находящемся на грани насыщения.

Справка о компании

MACON Realty Group – это один из региональных консультантов рынка недвижимости в России и лидер на территории ЮФО по количеству реализованных проектов. За 3 года работы компания проконсультировала более 100 проектов общей площадью около 6 000 Га. Специализация MACON Realty Group – это развитие крупных территорий, а также консалтинг в сфере курортной недвижимости.

www.retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами