Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В каждый дом – самогон, пиво – в пабы, сигареты – на улицу
Наступивший год Дракона обещает стать нелегким для производителей алкоголя в России. Очередная волна кризиса, как показывает практика, неминуемо приведет к падению рынка, еще не оправившегося после 2009 года. Это произойдет по той причине, что малообеспеченные любители алкоголя перейдут на самодельные напитки типа самогона и всякие спиртсодержащие жидкости. То, что на 23 февраля в топ-10 самых популярных подарков на «Яндекс.Маркете» вошел самогонный аппарат, тому лишь подтверждение.
И у табачного рынка есть все предпосылки для заметного спада. Кризис сам по себе не приводит к массовому отказу от курения, курильщики лишь переходят на сигареты подешевле, некоторые начинают курить реже, в страну приезжают меньше курящих гастарбайтеров. Все это способно снизить объем общего потребления на 2–3%, не больше. Значительно более эффективной мерой, как показывает мировая практика, является рост цен. Увидев подорожавшие пачки, курильщики начинают в массовом порядке пытаться отказаться от вредной привычки: клеят никотиновые пластыри, проходят иглотерапию, глотают специальные пилюли, взахлеб читают бестселлер Аллена Карра.
Государство и общественные организации, подпитываемые фондом Блумберга и деньгами фармлоббистов, давно вынашивают планы повышения акцизов на сигареты до среднеевропейского уровня. Реализации подобных желаний пока мешают опасения того, что в случае, если пачка среднеценовых сигарет будет стоить 2,5 евро, как в Восточное Европе, в Россию придет контрафакт из соседнего Китая. О том, как китайцы могут производить в любых объемах любые товары народного потребления, знают даже те, кто никогда не бывал на Черкизовском рынке. Жители Европы теперь убедились, что в Поднебесной подделывать умеют не только Gucci и Dolce & Gabbana, но и Camel с Marlboro.
Госчиновники понимают, что резкое удорожание сигарет приведет к выпадению из бюджета миллиардов рублей, которые перетекут в карманы контрабандистов. Однако радикалы продолжают настаивать на резком повышении акцизов, уверяя, что обновленная полиция сумеет справиться с потоками контрабанды. Очередной раунд акцизного противостояния мы наверняка увидим в 2012 году.
Еще одной интригой 2012 года обещает стать битва вокруг антитабачного законопроекта Минздрава. Чиновники предлагают запретить продажу сигарет в ларьках и маленьких магазинах, где продажа сигарет приносит до половины выручки. Малый бизнес категорически против и пишет слезные письма руководству страны с просьбами не дать умереть только что народившемуся среднему классу. Возмущены и многие курильщики – в законопроекте прописан целый перечень мест, где предлагается запретить курение: поезда, места заключения, подъезды домов, гостиницы, рестораны, ночные клубы и т.д. В общем, битва предстоит ожесточенная, стороны настроены решительно, уступать не хочет никто.
Участников алкогольного рынка также ждет много нового и увлекательного. Прежде всего это касается пивоваров, для которых в 2012 году вступит в силу ряд положений закона «О регулировании алкогольного рынка», под действие которого они попадают. Для начала пивоварам предстоит перераспределить свои большие рекламные бюджеты. Согласно новым правилам рекламе пива предстоит исчезнуть из телеэфира и с билбордов. Основным каналом коммуникации с потребителем станут места продаж, куда и устремятся пивные рекламные деньги. Владельцы магазинов и пабов должны сорвать неплохой куш.
Можно ожидать, что участники рынка, главным образом те, кто занимается продажей пива, в 2012 году начнут готовиться к запрету продажи пива в ларьках, который вступит в силу с января 2013 года. Самым лучшим способом компенсировать потери каналов сбыта – это организовать новые. Следует ожидать волны открытия демократичных пабов в формате «у дома» по всей стране. Именно они заменят ларьки, создав при этом принципиально новую социальную культуру, сопоставимую с культурой британских пабов.
Денис Пузырев, РБК Daily
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.