Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В каких продуктах «спрятан» ГМО, украинцы не знают
На прилавки поступает все больше продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы. Но украинские потребители до сих пор не знают, чем на самом деле их кормят.
В августе прошлого года на правительственном уровне подняли вопрос о необходимости маркировки продукции, в производстве которой применяются генно-модифицированные организмы. Планировалось, что специальные отметки появятся на всех продуктах питания, содержащих более 0,9% ГМО. Но вот прошел уже год, а украинские потребители до сих пор остаются в неведении относительно того, что они покупают и что употребляют в пищу. Почему же дело так и не сдвинулось с места?
— Дело в том, что 21 ноября 2007 года Кабинет министров Украины отменил предыдущее постановление от 1 августа 2007 года, согласно которому маркировка продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы, являлась обязательной. И параллельно дал задание Министерству здравоохранения, Минобразования, Агропромполитике, «Госпотребстандарту» подготовить порядок маркировки, — рассказывает начальник сектора отдела сертификации пищевой продукции ГП «Харьковстандартметрология» Владимир Комаров. — Документ, который прописывает, где и каким образом на продукции должна быть размещена маркировка, разработан и в соответствующие сроки подан в Кабинет министров. Однако маркировка маркировкой, но ведь нам надо определить, сколько же в продукте того или иного производителя содержится ГМО.
Лабораторий же, в которых могут провести соответствующие исследования на качественное и количественное содержание генетически модифицированных организмов в продуктах питания, в Украине всего три — в «Укрметртестстандарте», институте экогигиены и токсикологии им. Л.И. Медведя и академии сельского хозяйства — и все они находятся в Киеве. Естественно, для производителей всей Украины сделать там анализ весьма проблематично.
Владимир Комаров рассказывает, что в Харькове открыть такую лабораторию пытались и областная санитарно-эпидемиологическая станция, и Харьковский медицинский университет — специалисты там есть. Но все упирается в деньги. Только на оборудование необходимо как минимум полтора миллиона гривен плюс расходные материалы и затраты на зарплаты сотрудникам…
— А такие лаборатории должны быть хотя бы в каждом областном центре, чтобы мы могли хоть немного защитить свое население от употребления в пищу вредных для здоровья продуктов, ведь у нас и без того демографическая ситуация оставляет желать лучшего — число украинцев в последние годы убывает в геометрической прогрессии. Потребитель должен знать, что покупает, ведь многие эксперты считают, что смоделированные гены способны вызвать генетические мутации в клетках организма человека, — уверен
специалист.
Квадратные арбузы – в ближайшем будущем
Сорок процентов продуктов в украинских магазинах содержат генно-модифицированные организмы, утверждают специалисты.
В основном ГМО входят в состав продукции растениеводства, чаще всего — в сою (в 80% случаях), пшеницу, помидоры, кукурузу, картофель, сахарную свеклу, клубнику, рапс, кабачки, цикорий, папайю.
— Томаты — одна из первых линий, которая была генно-модифицированой. Особенно нафаршированы «мутантами» помидоры, попадающие к нам на рынок в зимнее время из Турции и Арабских Эмиратов, — говорит начальник сектора отдела сертификации пищевой продукции ГП «Харьковстандартметрология» Владимир Комаров. — А вот квадратные арбузы могут попасть на наш стол уже в ближайшем десятилетии. Это четвертое поколение генной модификации.
Генно-модифицированная соя является составной частью хлеба, печенья, маргарина, супов, пиццы, еды быстрого приготовления, мясных продуктов (например вареной колбасы), муки, конфет, мороженого, чипсов, шоколада, соусов, соевого молока и т.д. А вот генно-модифицированная кукуруза (маис) входит в состав еды быстрого приготовления, супов, соусов, приправ, смесей для пирожных, чипсов, жвачек.
— Нашу соево-крахмально-мясную колбасу я не могу назвать колбасой. Там сои 60%, крахмала –15-20% и включение мяса. И это называется колбасой?!!! — возмущается Владимир Комаров. — Но даже если она сделана из чистого мяса, в ней тоже могут спрятаться «мутанты». Вполне возможно, что хрюшку или буренку постоянно кормили комбикормами, содержащими ГМО, а они имеют свойство накапливаться в живом организме.
По словам Владимира Комарова, в прошлом году сотрудники «Укрметртестстандарта» испытали мясную и молочную продукцию по разным супермаркетам на предмет содержания в ней «мутантов». Результаты ошеломили — в 40% проверенных продуктах «спрятались» ГМО.
— Об этом надо говорить людям! Потребитель должен знать, какие продукты попадают на его стол, и иметь право выбора, съесть ему колбасу с «мутантами» по рублю или без ГМО — за 100 гривен, — считает специалист.
Особенно восприимчивы и уязвимы наши дети. По словам Владимира Комарова, в Украине действует закон, запрещающий использование ГМО в детском питании. Аналогичный закон есть и за границей. Причем несмотря на то, что детское питание считается самым проверенным и чистым, за границей наш экспорт контролируют, а мы импорт по полной программе не можем.
— Например, в состав французской молочной смеси для детей до шести лет входят лактоза, пальмовое масло (которое, кстати, нежелательно для детей) и соя (не написано какая — модифицированная или нет). Желательно бы эту продукцию, конечно, проверить на ГМО, даже несмотря на то, что французы декларируют там отсутствие генно-модифицированных организмов. По токсичным элементам мы обязательно проверяем, а по ГМО — фактически не можем, — сетует Владимир Николаевич.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.