Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В декабре импорт алкоголя сократился почти наполовину
Истина в рубле
Из-за декабрьского обвала рубля импортеры алкоголя резко сократили поставки в Россию. По итогам последнего месяца 2014 года импорт виски рухнул на 45,5%, рома – на 38,4%, вина – на 44,2%, примерно на столько же упал и спрос на продукцию. С учетом спада покупательской способности сокращение ассортимента неизбежно, предупреждают поставщики алкоголя.
Как следует из данных таможенной статистики (имеются в распоряжении “Ъ”), в минувшем декабре импорт алкогольных напитков сократился по разным категориям до 60% к декабрю 2013 года. Так, объемы ввоза виски сократились на 45,5%, до 4,2 млн л, рома – на 38,4%, до 0,8 млн л, коньяков и бренди – на 47,8%, до 4,6 млн л, текилы – на 57,1%, до 0,3 млн л. Так же сильно упал импорт вина: столового вина завезли на 44,2% меньше – 14,5 млн л, игристого вина – на 45,3%, 4,7 млн л.
Опрошенные “Ъ” импортеры декабрьскую динамику импорта объясняют главным образом стремительным ростом курса евро и доллара по отношению к рублю. С сентября доллар вырос на 80%, а евро – на 58%. В декабре, на пике падения национальной валюты, многие поставщики в том числе и алкоголя даже приостанавливали отгрузки своей продукции. Президент виноторговой компании Simple Максим Каширин отмечает, что импортеры начали просто бояться делать большие запасы продукции, не понимая, по какому курсу они будут за нее расплачиваться: «Также некоторые импортеры ограничили импорт, так как у них не было средств растаможивать продукцию по выросшему курсу». Осложнило ситуацию, продолжает господин Каширин, то, что многие ритейлеры долгое время отказывались принимать новые цены, что делало продажу алкоголя нерентабельной.
Источник в крупном иностранном производителе алкоголя говорит, что декабрьские продажи были очень хорошими. «Но вся эта продукция приехала раньше – в октябре–ноябре. В декабре же компании начали готовиться к общему снижению спроса, поэтому и поставки снижались»,– сказал собеседник “Ъ”. «Очевидно, что чем больше будет расти курс валют, тем сильнее будет сокращаться импорт»,– соглашается владелец компании «МоРо» (третий по величине импортер вина) Дмитрий Сырых. Он отмечает, что из-за снижения покупательской способности с начала года продажи уже упали на 30–40%. Представитель X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») Владимир Русанов, впрочем, говорит, что в январе был зафиксирован рост спроса на несколько процентов на вино, водку, виски и ром, но объясняет это во многом промоакциями в магазинах.
С февраля, по словам господина Русанова, поставщики подняли отпускные цены на импортный алкоголь примерно на 20%. Simple, которая подняла в среднем на 20–25% цены на свой портфель еще в декабре, будет ориентироваться на февральские и мартовские продажи, принимая решение о том, сколько заказывать продукции в этом году, сказал Максим Каширин. Он не исключил при этом, что компания временно будет сокращать ассортимент до стабилизации спроса. «Мы уже сейчас завозим только ту продукцию, которая, мы видим, что продается»,– сообщил, в свою очередь, господин Сырых. С тем, что выбор импортного алкоголя будет сокращаться, согласен и директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Председатель совета директоров виноторговой компании МБГ Ирина Фомина говорит, что замораживание ассортимента может коснуться около 50% наименований.
Несмотря на декабрьское сильное снижение импорта, за весь прошлый год объемы ввоза почти всех категорий алкоголя не претерпели серьезных изменений. Исключение составила только водка, которой за год было завезено на 53,7% меньше – 17,5 млн л. Это объясняется резким снижением ее поставок с Украины. В августе Роспотребнадзор запретил ввоз в страну продукции украинской Global Spirits (выпускает водки «Хортица», «Мороша», «Первак»), много лет являвшейся крупнейшим импортером водки в Россию. Сама компания при этом говорила, что еще за несколько месяцев до этого полностью отказалась от импорта в Россию, возместив его объемами выпуска на своем российском заводе. Таким образом, объемы поставок Global Spirits в прошлом году упали на 68%, до 10,4 млн л. Общие объемы импорта водки с Украины в 2014 году упали на 63,5%, до 14,8 млн л.
Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?