Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В бизнес-центрах наступает «время арендатора»
Собственники бизнес-центров готовы платить будущим арендаторам
С началом кризиса борьба за арендатора сместилась с ценовой плоскости в сторону сервисной: поняв, что дисконты – это не совсем эффективная мера, собственники помещений начали предлагать более качественный и разнообразный сервис. По мнению экспертов ГК «ЭКООФИС» сегодня ситуация на рынке офисной недвижимости продолжает меняться и главным инструментом привлечения клиентов становятся различные маркетинговые акции, компенсирующие часть расходов арендатора.
В 2015 году количество арендаторов в целом по рынку офисной недвижимости практически не менялось: ситуация в экономике по-прежнему остается тяжелой, поэтому новые компании не появляются. Таким образом, доля вакантных площадей в каждом проекте офисной недвижимости меняется исключительно в связи с ротацией арендаторов. Другими словами, сдача в аренду площадей в одном бизнес-центре автоматически означает увеличение вакантности в другом. А пополнение в одном объекте возможно исключительно за счет «переманивания» компаний из других. Поэтому многие собственники сегодня всеми силами стараются не только удержать «своих» арендаторов, но и максимально заинтересовать в переезде в свой проект компании из других БЦ.
В прошлый кризис в 2008 году владельцы офисных помещений попросту демпинговали. Тогда данная мера оказалось вполне эффективной, поскольку стоимость аренды коммерческой недвижимости была слишком завышена. Сегодня ситуация кардинально изменилась, ставки и так уже достигли разумного минимума. Поэтому еще в начале этого кризиса многие арендодатели, взамен традиционных инструментов привлечения – скидок, начали предлагать сервисные опции, качественный ремонт, высокоскоростной интернет, различные опции от управляющей компании. Однако и этого сегодня уже оказывается недостаточно. В течение 2015 года большинство собственников из тех, кто смог приспособиться к новым реалиям рынка, уже научились оказывать качественный сервис и сегодня это не бонус, а скорее необходимая составляющая успешного бизнес-центра любого класса. Поэтому арендодателям приходится придумывать новые способы для привлечения клиента. Одно из подобных новшеств – это дополнительные бонусы, которыми собственник компенсирует часть расходов потенциального арендатора.
«Это может быть и акции наподобие «приведи друга, получи скидку», «первый месяц аренды в подарок» и «бесплатный переезд», – объясняет собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – Например, мы недавно запустили акцию «бесплатный переезд». Некоторым новым арендаторам в бизнес-парки «Дербеневский», «Кожевники» и БЦ «ЭКООФИС» на Тверской, мы оплачиваем расходы, которые они потратили на переезд в наши БЦ». Безусловно, подобные бонусы всегда востребованы и при выборе арендатором наиболее подходящего бизнес-центра могут стать одним из решающих факторов.
Ситуация на рынке коммерческой недвижимости класса B-, С и С+ пока стабильная, доля вакантных площадей в данных сегментах колеблется от 15 до 20%. Небольшая ротация арендаторов есть как в данные сегменты, с БЦ класса А, так и наоборот в более дешевые офисы. Наибольшим спросом сегодня пользуются отдельные комнаты площадью от 10 до 20 кв.м, на долю которых приходится около 25-27% запросов. На втором месте – офисы от 20 до 50 кв.м, ими стабильно интересуются около 20% потенциальных арендаторов. На долю помещений 50-150 кв.м приходится 12-14% спроса. Подобный «расклад» характерен именно для офисов средней ценовой категории, расположенных в старых обжитых районах, недалеко от станций метро.
Марина Скубицкая, коммуникационное агентство «PR-стиль»
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.