Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В 2024 году рынок интернет-рекламы МСБ вырос на 23%
Аналитики сервиса «Точка Реклама» выяснили, что рынок интернет-рекламы малого и среднего бизнеса в 2024 году вырос на 23% в денежном выражении по сравнению с 2023 годом. Основной драйвер роста — увеличение чека у текущих клиентов. Число новых рекламодателей увеличилось на 3%.
Photon photo/Shutterstock/Fotodom
Аналитики отметили, что в начале 2022 года число компаний, оплачивающих рекламу, резко сократилось из-за ухода Facebook* и Google. Восстановление до уровня января—февраля 2022 года произошло только к марту 2023 года. Из-за этого рост количества уникальных клиентов в 2023 году по сравнению с 2022 более заметен — +17%. В 2024 году рынок стабилизировался, а число бизнесов, размещающих рекламу онлайн, продолжает планомерно расти.
В рамках исследования были изучены данные 3,4 млн платежей клиентов сервиса с января 2023 по декабрь 2024. К рекламным платежам отнесли карточные транзакции с MCC-кодом 7311 (код, связанный с рекламными услугами) и некарточные переводы, в назначении которых упоминалась реклама. Чтобы результаты за 2024 год отразили реальные тренды, из данных исключили влияние роста клиентской базы сервиса. В анализ вошли только платежи, относящиеся к интернет-рекламе.
Куда уходили основные рекламные бюджеты
В 2024 году основными игроками на рынке интернет-рекламы остаются «Яндекс. Директ», «ВКонтакте», «Авито», Telegram и агрегаторы (eLama, Click.ru и другие), которые совокупно занимают почти 65% рынка.
При этом «Яндекс. Директ» уверенно лидирует, удерживая 35% рекламных бюджетов, что в 4 раза больше, чем у ближайшего конкурента. Аналитики отметили, что рынок интернет-рекламы в России ограничен по доступному инвентарю, а после ухода Google у «Яндекс. Директа» не осталось прямых альтернатив, что позволило ему забрать и удерживать освободившуюся долю.
Среди заметных трендов — МСБ активно переходят в Telegram, выбирая рекламу с более доступными чеками. Динамика этой платформы заметно отличается от картины в среднем по рынку: число новых рекламодателей в 2024 году выросло на 87% по сравнению с 2023, но при этом медианный чек снизился на 12% (с 17 000 рублей в 2023 до 15 000 рублей в 2024). В результате рынок рекламы в Telegram в денежном выражении вырос на 77% за год, а доля платформы на общем рынке увеличилась на 1 п. п.
Аналитики связывают это в том числе со снижением порога входа на платформу: в 2024 году минимальный бюджет для запуска рекламы в Telegram уменьшился с 1500 до 500 евро, а в отдельных предложениях — до 250 евро. Это сделало рекламу доступнее для МСБ.
Сферы бизнеса, лидирующие по объему рекламных платежей
Топ отраслей по расходам на рекламу:
- 16,2% — реклама/СМИ/продвижение (включая рекламные агентства);
- 11,4% — ИТ (разработка, сайты, дизайн, защита информации);
- 7,8% — интернет-магазины и торговля через маркетплейсы;
- 7,2% — образование (школы, детские сады, научные проекты);
- 6,6% — строительство и ремонт.
Аналитики объяснили лидерство сегмента «реклама/СМИ/продвижение» увеличением доверия к рекламным агрегаторам. Например, оборот таких платформ, как eLama и Click.ru, в 2024 году увеличился на 50%, а медианный чек вырос на 36%.
Сферы бизнеса, лидирующие по количеству клиентов, размещающих рекламу онлайн
Топ отраслей по числу рекламодателей в интернете:
- 11,3% — интернет-магазины и торговля через маркетплейсы;
- 11,0% — строительство и ремонт;
- 6,9% — ИТ (разработка, сайты, дизайн, защита информации);
- 6,0% — реклама/СМИ/продвижение;
- 5,4% — промышленное производство.
Аналитики также объяснили лидерство сегментов «интернет-магазины и торговля через маркетплейсы» и «строительство и ремонт» большим числом компаний, активно работающих в этих сферах. Однако средний рекламный бюджет у таких бизнесов относительно невысокий, поэтому по общему объему расходов на рекламу они занимают лишь 3-е и 5-е места соответственно.
* деятельность оператора платформы Транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. запрещена в РФ по мотивам осуществления экстремистской деятельности.
Госдума может запретить рекламу безалкогольного пива
ФАС возбудила дело в отношении МТС по признакам нарушения Закона о рекламе
Интервью

Как дарккитчен из Вологды превратился в сеть из 52 пиццерий в 26 городах страны.