Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В 2023 году ассортимент в российских алкомаркетах наполовину состоял из продуктов питания
В отечественных алкомаркетах значительно выросли продажи неалкогольных товаров. Продукция из категорий «Хобби и творчество» (+67%), «Электроника» (+73%) и «Товары для авто» (+52%) показала наибольший прирост по объему продаж в 2023 году по сравнению с 2022. Аналитики компании Platforma изучили, как изменились продажи и ассортимент товаров в крупнейших сетях алкомаркетов.
GVLR/Shutterstock/Fotodom
Не алкоголем единым: трансформация формата магазинов
Россияне предпочитают покупать пиво и вино в алкомаркетах. По данным исследования, самым продаваемым по объему продаж в рублях алкогольным напитком в 2/3 проанализированных сетей алкомаркетов оказалось пиво, а в 1/3 — вино. На втором месте по популярности — крепкие напитки: водка, виски и бурбон. На третьем месте по объему продаж — остальной крепкий алкоголь: джин, текила, ром, бренди.
Интересно, что в 2023 году ассортимент алкомаркетов наполовину состоял из алкогольной и табачной продукции — 48% ассортимента по количеству SKU составили товары категории «18+», а 45% — продукты питания. 3% товаров, представленных в алкомагазинах — товары для дома и дачи, 2% — продукция из категории красота и здоровье, 1% — одежда, обувь и аксессуары, еще 1% — товары для животных.
Вместе с тем в алкомаркетах в 2023 году выросла представленность товаров повседневного спроса: лимонадов и газированных напитков (+9%), энергетических напитков (+19%), кваса (+31%), хлебобулочных изделий (+9%), воды (+8%) и фруктов (+25%).
Неожиданно высокий рост объема продаж за 2023 год показали категории цветы и растения (+139%), настольные и карточные игры (+138%), товары для туризма и рыбалки (+100%), товары для школы и обучения (+85%), овощи, фрукты, ягоды, зелень, грибы (+92%), а также товары для школы и обучения (+85%), а также инструменты (+81%). Такие темпы роста частично обусловлены эффектом низкой базы и, несмотря на бурный рост, эти категории в объеме продаж пока занимают менее 1%.
«Алкомаркеты активно используют выгодное расположение магазинов (как правило, рядом с домом) и предлагают покупателям не только алкоголь и сопутствующие товары (закуски и безалкогольные напитки), но и другие товары повседневного спроса: базовые наборы продуктов питания, бытовой химии и не только. Такая трансформация ассортимента в сторону „магазина у дома“ не только увеличивает средний чек, но и привлекает дополнительных покупателей, не заинтересованных в алкоголе», — отметила руководитель продукта «Прогноз спроса» Platforma Елена Титова.
От сети к сети: скорость внедрения изменений
Аналитики также выяснили, что ассортимент алкомаркетов сильно разнится. Скорость внедрения изменений в товарную матрицу у сетей отличается: часть уже активно трансформируют свой ассортимент, добавляя в него продукты питания и экспериментируя с другими интересными аудитории товарами, другие же по-прежнему сфокусированы на продаже алкоголя.
Проанализированные сети по итогам исследования разделились на 2 неравные группы в зависимости от проникновения продуктов питания в ассортимент. В первой группе, куда вошли ⅓ проанализированных сетей с ассортиментом продуктов питания почти в 60% SKU, товары для дома и дачи, например, составляют 5% ассортимента по количеству SKU, против «стандартного» 1% в магазинах второй группы. При этом продажи продуктов в данной сети составили 36% от общего объема продаж в рублях.
Во второй группе алкомаркетов, на которые пришлись оставшиеся ⅔ сетей, число SKU продуктов питания составляет ⅓ от ассортимента — 30% и 28% соответственно. Продажи при этом находятся на уровне 20% от общего объема в рублях.
«Исследование указывает на сдвиг в потребительских предпочтениях посетителей алкомаркетов, когда повседневные товары начинают занимать все более значимое место рядом с алкогольной продукцией. Вероятно, это ответ на запрос покупателей, которые перестают целенаправленно покупать алкоголь в специализированных местах и, для экономии времени, стараются покупать максимум товаров в одном месте. Этот тренд побуждает алкомаркеты к активной диверсификации своего ассортимента, с целью привлечения разнообразных потребителей и поддержания устойчивого роста, — добавила Елена Титова. — Проанализированные нами алкомаркеты показали высокую адаптивность к изменяющимся запросам рынка, а также способность создания и поддержания баланса между алкогольными и повседневными товарами в ассортименте, наиболее полно удовлетворяющем потребности современного покупателя. Мы прогнозируем, что тренд на диверсификацию ассортимента алкомаркетов сохранится и в будущем».
Platforma: сколько жители РФ тратят в магазинах при АЗС
Platforma: почему россияне не верят рекламе, но покупают благодаря ей?
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?