Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В 2008 году фармрынок ждет усиленная консолидация
2007 год прошел для российских аптечных сетей под знаком агрессивной экспансии.
Однако будущий год может существенно изменить расстановку сил на этом рынке. Уже в январе британская оптово-розничная компания Alliance Boots может подписать соглашение о приобретении самарской аптечной сети «Вита». Это единственный способ догнать своих ближайших конкурентов — «Аптечную сеть 36,6» и сеть «Ригла», считают эксперты.
Процесс консолидации розничного фармацевтического рынка уже находится в активной стадии, однако не менее стремительно он будет развиваться и в следующем году. О своем намерении закрепиться на российском рынке не раз заявляли крупные западные игроки, однако до сих пор они этим и ограничивались. Рынок уже больше года находится в ожидании агрессивной политики британской компании Alliance Boots, которая достаточно пристально изучает Россию на предмет поглощений.
В 2006 году Alliance Boots принимала участие в закрытом тендере на приобретение межрегиональной сети «О», которую продавал холдинг «Алькор» (развивает парфюмернокосметическую сеть «Л Этуаль»). Alliance Boots намеревалась добавить этот актив к имеющейся у нее небольшой российской сети «Моя любимая аптека» (17 объектов), доставшейся компании вместе с ЗАО «Аптека-холдинг» в 2006 году. Но европейцам не удалось пополнить свои российские активы с помощью «О». Сеть досталась аптекам «Ригла», а Alliance Boots продолжила изучать рынок, в результате чего обратила внимание на самарскую сеть «Вита», состоящую примерно из 300 аптек.
Тогда же, в прошлом году, Alliance boots сделала первое предложение самарцам. Однако цена, озвученная британцами, не устроила «Виту».
Директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов говорит, что практически все региональные сети рассматривают возможность продажи бизнеса и уже не раз встречались с возможными инвесторами, но практически во всех случаях переговоры ни к чему не приводят из-за «цены вопроса».
По его оценкам, стоимость «Виты» тогда могла составить не менее $30 млн с учетом недвижимости, а сейчас он ее оценивает в $50 млн.
Сейчас, по словам участников рынка, переговоры возобновлены, хотя в самих компаниях воздерживаются от комментариев. Эксперты говорят, что возрождение интереса Alliance Boots к «Вите» — событие ожидаемое. Британцы активизировались после заявления своего ближайшего конкурента, немецкой Celesio AG, о покупке второго по величине российского дистрибутора — ГК «Протек», в состав которой входит аптечная сеть «Ригла». «Это достаточно хороший актив для выхода на российский рынок: после сделки Celesio получит около 500 аптек на территории России»,— считает гендиректор DSM Group Александр Кузин. Аналитик ING Wholesale Banking Юлия Гордеева оценивает розничное подразделение «Протека» в $300– млн. Дальнейшие действия немецкой компании на российском рынке пока неясны, участники рынка полагают, что дистрибутор на базе имеющихся активов выведет в Россию свою розничную сеть Lloyds. Они также не исключают новых поглощений.
Стимулом для столь значительных поглощений служит агрессивная экспансия «Аптечной сети 36,6» в регионах — компания является лидером рынка, сеть насчитывает около 1,1 тыс. аптек по всей России. Но на этом аптечная сеть останавливаться не планирует, до конца года «36,6» обещает расширить свою сеть до 1,5 тыс. торговых точек, а в следующем году открыть еще около 500. Наряду с органическим ростом компания также активно поглощает небольшие региональные активы: к примеру, только в III квартале органически было открыто 32 аптеки против 120 приобретенных.
Аналитики оправдывают стратегию «Аптечной сети 36,6»: завоевать существенную долю рынка сейчас возможно именно за счет сделок M&A. Поэтому в процессе консолидации участвуют и другие игроки рынка: сети «Ригла», «Доктор Столетов», «Старый лекарь».
Проявив высокую активность в поглощениях региональных игроков, крупные компании на будущее оставили себе не самые хорошие активы. «Лучшие региональные активы уже приобретены, поэтому каждая вновь приобретенная сеть чуть хуже предыдущей, не такая прибыльная»,— говорит Юлия Гордеева. «Зачастую после приобретения какой-нибудь региональной аптечной сети часть торговых точек закрывается из-за неудачного расположения или по другим причинам»,— добавляет гендиректор сети «Ригла» Ольга Шелудченко.
Впрочем, у частных фармацевтических компаний есть еще один резерв увеличения активов.
Местные региональные власти в этом году включились в процесс создания локальных сетей под своим управлением путем объединения убыточных аптек в государственные унитарные предприятия. Таким образом «кризисные» аптеки получают централизованное управление и единую систему закупок. Александр Кузин говорит, что в этих сетях есть точки, расположенные в местах хорошей проходимости — к примеру, на главной площади города. «Сейчас государство начинает формировать эту структуру, но можно предположить, что в долгосрочной перспективе эти государственные сети все равно перейдут на частный рынок,— говорит эксперт.— Эти активы достаточно привлекательны, наиболее ярким примером является сеть „Мособлформация”, которая доминирует в московском регионе».
Андрей Малкин, руководитель департамента аналитики агентства Pressto Pharma Communications — В этом году аптечный рынок России продолжает развиваться бурными темпами, что стало особенно заметно на фоне наметившейся стагнации на фармацевтическом рынке в целом. В I квартале этого года объемы аптечных продаж (без учета ДЛО) выросли более чем на 40% в денежном выражении. Таким образом, объем реализации готовых лекарственных средств через аптечные учреждения превысил $2 млрд в розничных ценах.
Основным фактором, позволяющим развиваться аптечному рынку столь динамично1, является повышение уровня доходов населения, что приводит к заметному увеличению средней стоимости упаковки готовых лекарственных средств и общему удорожанию средней покупательской корзины. Серьезным фактором, повлиявшим на рост аптечных продаж в этом году, стало ужесточение выписки препаратов в ДЛО, что привело к сокращению числа льготных категорий граждан, имеющих доступ к бесплатному лекарственному обеспечению. Также увеличились продажи безрецептурной продукции. В ближайшей перспективе рост рынка, скорее всего, продолжится, однако уже более медленными темпами.
Серьезные изменения произойдут также в структуре потребления лекарственных средств — намечается повышение спроса на товары высокой ценовой категории.
Светлана Заруба, заместитель гендиректора Национальной дистрибьюторской компании — На розничном аптечном рынке идут активные процессы консолидации. Эти процессы со временем приведут к тому, что игроки более мелкие перестанут существовать как класс либо станут совсем не интересными для крупных дистрибьюторов. Скупка региональных игроков может вызывать в следующем году рост доли аптечных сетей до 60%.
Такое региональное развитие требует серьезных финансовых затрат, поэтому проведение IPO или какие-либо другие способы привлечения инвестиций станут еще одним немаловажным направлением развития рынка. Пока им воспользовалась лишь «Аптечная сеть 36,6», но в скором времени к этому прибегнут и другие крупные игроки.
Еще одним фактором, который подстегнет развитие ритейла, станет приход западного капитала:«Ригла» уже почти продана Celesio вместе с головной компанией «Протек», «Аптечной сети 36,6» прочат скорую продажу другому западному инвестору, например Alliance Boots, судьба остальных крупных игроков за ближайшие два-три года будет определена схожим образом. Но в то же время с ростом сетевиков вполне может обозначиться тенденция к тому, что эти игроки возьмут на себя большую часть логистических функций, что позволит им отказаться от услуг оптовиков, к которым они сейчас прибегают .
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.