Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Увлажнители воздуха, хлебопечки и морозилки – на что вырос спрос во время карантина
Исследовательская компания GfK изучила, как менялся спрос на бытовую технику и электронику после нескольких недель на самоизоляции.
Фото: PhotoMIX-Company / pixabay.com
Так по данным исследования компании, после рекордов 11–13 недели 2020 года (9–29 марта), когда ноутбуки, компьютеры, печатная техника рекордно росли из-за перехода на работу из дома и из-за девальвации рубля, на 14–15 неделях (30 марта –12 апреля) уже отмечалось падение продаж. На 16 неделю 2020 года (13–19 апреля) разница в спросе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – минус 7%.
Несмотря на всеобщее снижение спроса в категории, ноутбуки в особом положении. Покупатели меняют мнение о том, сколько компьютеров нужно в семье и каких. На 16 неделе спрос на ноутбуки выше прошлогоднего на 87%.
Кроме этого, с 16 недели стал заметен постэффект ажиотажных закупок. Люди скупили большую часто того, что было на полках по старым ценам, и сейчас выигрывают вендоры, у которых был большой склад перед карантином. Кроме этого, вендоры, у которых прямые поставки в сети, вынуждены почти сразу закладывать падение рубля в цены. Те же, кто работает через дистрибьюторов, а также те, у кого есть склад, ещё пару месяцев могут не повышать цены, и будут отбирать долю рынка у тех, кто уже вынужден поднять цены.
Рынок смартфонов продолжает восстанавливаться после стремительного падения продаж –52% в штуках год к году на 14 неделе. На 15 неделе спрос был на 24% в штуках меньше год к году, а на 16 неделе снижение объема продаж в штуках составило «всего» –14%. Наиболее растущим каналом остается онлайн, который демонстрирует прирост на 93% в штуках на 16 неделе к аналогичной неделе прошлого года. В то время как в офлайн продажи по причине закрытия на карантин по-прежнему в большом минусе: – 35% в штуках к 16 неделе 2019 года. Из актуального: спрос за последние недели сместился в сторону более низкого и среднего сегментов смартфонов. Так, снижение в сегменте до 10 тыс. рублей составило 11% в штуках год к году, а в сегменте устройств с ценой 10–20 тыс. рублей только 8% год к году на 16 неделе. В целом это привело к тому, что средняя цена на рынке снизилась на 9% на 16 неделе к прошлому году, а оборот в денежном выражении просел на –22% к аналогичной неделе прошлого года.
Что касаемо покупок крупной бытовой техники, после ажиотажных 11–13-й недель, когда холодильники, печи, стиральные машины в среднем росли на уровне 60–80% в штуках год к году, на 14–й неделе спрос на КБТ сократился вполовину: карантин, непонятно, что с работой и доходами, закрытые магазины. А вот на 16–й неделе уже заметен небольшой откат, и уже «всего лишь» –24% в среднем к аналогичной неделе прошлого года. Из особенностей спроса в категории: этой весной в России необычно хорошо продавались морозилки. Даже на 15–17 неделе, когда большинство категорий еще остаются в минусе, рост спроса на морозилки выражался двузначными цифрами. Также традиционно в марте–апреле выходит много новинок в холодильниках, и эти запуски поддерживают рынок. Категория потеряли в спросе «всего» –17% на 17 неделе по сравнению с аналогичной неделей годом ранее.
На малую бытовую технику ажиотаж в период девальвации рубля повлиял не так сильно, хотя рост +30% в пиковую неделю 2020 года всё равно впечатляющий. И восстановление спроса на малую технику также идет быстрее. На 16–й неделе он был уже на прошлогоднем уровне. Из интересного: повышенным спросом пользуются увлажнители воздуха. Люди много времени проводят дома и увлажняют помещения. Также отмечается рост капсул/упаковок для кофе. Раньше жители мегаполисов чаще пили кофе на работе и по дороге на работу, теперь – дома. И наблюдался повышенный спрос на хлебопечки (+110%) – по тем же причинам, связанным с изоляцией.
Сильнее других категорий в период карантина падали продажи стайлеров для волос (почти на 50% в отдельные недели). Снижается спрос и на машинки для стрижки, но «всего» на –14%. Видимо, потребность производить впечатление в период самоизоляции заметно ниже. Возможно, это еще одно подтверждение тому, что главное в жизни потребителя сегодня - кухня.
Но все может измениться, как только потребитель начнет выходить из самоизоляции и наверняка захочет выглядеть лучше, чем дома на кухне. И возрождение спроса на beauty tech добавит позитива на рынке БТиЭ в самые непростые, как ожидается, летние месяцы. Впрочем, несмотря на сложные последние несколько недель, благодаря взрывному «предкоронавирусному» спросу, 2020 год по результатам накопленных продаж в денежном выражении с начала года все еще на 12% опережает 2019 год.
Ранее сообщалось о том, что в Ozon рассказали, какие товары популярны у россиян в преддверии лета.
Кроме того,оборот розничной торговли сократился в апреле на 23,4%.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?