Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Утилизационные продажи начались раньше срока
Авторынок обогнал госпрограмму
Накануне запуска программы господдержки российского авторынка он усилил падение: в августе продажи новых машин снизились на 26%. Игроки называют ситуацию катастрофой, кивая на нестабильность в экономике и политике. У дилеров продолжают расти стоки, а распродажи изменить тенденцию не смогли. Помощь от государства тоже подоспеет не скоро: механизм распределения средств появится только к декабрю, и сейчас автопроизводители дают скидки на свой страх и риск.
В августе продажи новых легковых автомобилей и LCV в России упали на 26%, до 172 тыс. машин, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Таким образом, рынок показал худшую динамику с начала падения в марте 2013 года. Сильнее спад был только в кризисном 2010 году, когда помесячное снижение продаж достигало 40–50%. В АЕБ признают, что август оказался «еще одним трудным месяцем, хотя это вряд ли удивило кого-нибудь в индустрии».
Еще весной отдельным маркам удавалось оставаться в плюсе (например, Nissan, Hyundai или KIA), но к концу лета падение затронуло почти все популярные бренды. Продажи Renault в августе упали на 18%, KIA – на 20%, Volkswagen – на 34%, а Chevrolet – на 50%. Лидер рынка АвтоВАЗ сократил продажи на 32%, крупнейший производитель LCV в РФ группа ГАЗ – на 31%. Исключение составляет лишь ряд премиальных брендов – например, Mercedes показал рост на 3%, а Porsche – на 8%.
Опрошенные “Ъ” участники рынка связывают обвал как с сезоном отпусков, так и с «внешнеполитической и экономической нестабильностью». Вице-президент ГК «Автоспеццентр» (дилер KIA, Skoda, Hyundai, Audi и др.) Владимир Моженков говорит, что данные продаж за июль и август – «это просто катастрофа». «У людей нет уверенности в завтрашнем дне, спрос на дорогостоящие товары снижается»,– отмечает он. По данным топ-менеджера, даже с учетом длительного падения многие дилеры «еще весной и в начале лета не могли предсказать, что оно будет настолько сильным, и заказали слишком большие партии машин». В итоге стоки переполнены, и осенью дилеры «скорее всего будут распродавать автомобили с большими скидками, возможно, даже в ущерб бизнесу – уже сейчас многие автосалоны на грани закрытия».
Директор дилерского центра Rolls-Royce Motor Cars компании «Авилон Автомобильная группа» Вагиф Бикулов говорит, что падение связано с «настороженностью клиентов в связи с колебаниями курса валют, подорожанием кредитов и страхования». Дилеры отмечают, что прошедший Московский автосалон вряд ли окажет стимулирующее влияние. Директор дилерского центра Mercedes-Benz Алексей Голубятников отмечает, что салон «сыграл роль института просвещения – будет еще красивее и технологичнее, но не более того».
Теперь участники рынка надеются на традиционное осеннее оживление и запущенную с 1 сентября программу господдержки (при утилизации или сдаче в trade-in легковушек дается скидка в 40–50 тыс. руб.). «В сентябре спад может скорректироваться в среднем до 15%»,– говорит президент ГК «Фаворит Моторс» (дилер Chevrolet, Volvo, KIA, Ford и др.) Владимир Попов. Впрочем, по его мнению, эффективнее была бы скидка на уровне 65 тыс. руб. Но, говорят участники рынка, автопроизводителям пришлось начать «утилизационные» распродажи, не дожидаясь распределения компенсаций из бюджета. Глава департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов пояснил “Ъ”, что меры господдержки появятся в декабре, после перераспределения расходов бюджета, а сейчас, когда надо стимулировать рынок, производители осуществляют программу за свой счет, в чем министерство их «методологически поддерживает». Чиновник уточнил, что за прошлую неделю АвтоВАЗ, группа ГАЗ и УАЗ в сумме получили 4,47 тыс. заявок на продажи по утилизационной схеме.
Впрочем, серьезной коррекции даже после запуска госпрограммы на рынке уже не ждут. Владимир Моженков считает, что продажи будут падать и до конца года, и в начале 2015 года. По его оценкам, «в будущем году продажи составят около 2 млн машин» (в 2013 году рынок был на уровне 2,7 млн автомобилей). По оценкам «Авилона», падение рынка по итогам года составит 10–15%.
Егор Попов, Яна Циноева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?