Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Уровень вакантных площадей в ТЦ в Москве достиг рекордного значения в 10%
Девелоперы торговых центров, несмотря на снижение с начала года арендных ставок на 10—15%, так и не смогли удержать ритейлеров. По итогам первого квартала 2009 года уровень вакантных площадей в столице достиг рекордного значения в 10%. В результате сейчас простаивает порядка 300 тыс. кв. м. При этом в 2009—2010 годах в Москве должны открыться новые торговые комплексы общей площадью более 2 млн кв. м, большая часть из которых, по всей видимости, так и не найдет своего арендатора.
По подсчетам компании «Магазин магазинов», объем торговых площадей в современных ТЦ достиг в Москве к началу апреля 2,87 млн кв. м. Однако не все торговые «квадраты» оказались востребованы арендаторами: впервые на рынке было зафиксировано 10% вакантных площадей. На протяжении большей части прошлого года этот показатель колебался на уровне 1—2%, а к концу года под влиянием кризиса подскочил до 8%.
И это «средние данные по больнице». «В ряде торговых центров, например в ТЦ «Охотный ряд» или «Европейский», до сих пор сохраняется высокий неудовлетворенный спрос на аренду торговых помещений», — замечает и.о. руководителя департамента коммерческой недвижимости АКН «Миэль» Ирина Голубенко.
В то же время, как рассказал один из столичных брокеров, во многих объектах свободных площадей значительно больше: «К примеру, «РИО Гранд» «Ташира» заполнен не более чем на половину, «Павлово подворье» ОПИНа — на 70%». Неполностью заполнены «Таганский пассаж» и «Метрополис». Руководитель департамента брокерских услуг Astera Наталья Давиденко добавляет, что увеличивается число введенных объектов с торговой галереей, заполненной лишь на 55—60%. «Прежде норма заполняемости при открытии ТЦ была не менее 70—80%», — напоминает управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев.
На уровне вакантных площадей сказалось как увеличение объема рынка за счет открытия трех торговых комплексов, так и отказ арендаторов от своих помещений. «На рынке ритейла начались банкротства, а сети, которые более-менее нормально себя чувствуют, корректируют планы развития и расторгают договоры аренды», — замечает г-н Ковалев.
Арендаторов в ТЦ не удержал даже значительный дисконт по арендным ставкам. С начала 2009 года цена аренды снизилась на 10—15% и все еще продолжает корректироваться, говорят аналитики «Магазина магазинов». С начала кризиса средняя стоимость торговых площадей в Москве упала в два раза. По данным Cushman&Wakefield/Stiles&Riabokobylko, после третьего квартала 2008 года средняя ставка аренды составляла 2,25 тыс. долл. за 1 кв. м, а к апрелю 2009 года этот показатель уже рухнул до 1,1 тыс. долл.
В то же время в этом году девелоперы планировали ввести еще 960 тыс. кв. м торговых площадей, а в 2010 году — 1 млн кв. м. Эксперты единодушны в том, что на рынок выйдет лишь малая часть этих проектов — 30—40%, причем большинство из них будут иметь проблемы с заполняемостью.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?