Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Урал: Факторинг популярен, но недоступен
Услуги факторинга на Урале становятся все более популярными, но они недоступны для малого бизнеса
Объем рынка российского факторинга в прошлом году составил 1,4 триллиона рублей. Это приблизительно равно совокупному объему госдолга регионов РФ. Мы заняли первое место в мире по темпам роста этого сегмента финансового рынка среди европейских стран. На Уральский федеральный округ приходится лишь семь процентов от общей суммы, однако за последние два года эта доля выросла на два процента.
Традиционно на Урале, как и по всей России, наибольший спрос на услуги факторинговых компаний существует в сфере торговли. Активно прибегают к этому финансовому механизму поставщики товаров, работающие с крупным ритейлом: по договору поставки у них, как правило, предусмотрена отсрочка платежа, но деньги вернуть в оборот порой требуется гораздо быстрее. Поэтому они обращаются в факторинговые компании, которые предоставляют средства в обмен на переуступку прав требования дебиторской задолженности. Факторы (покупатели требований) обычно легко идут на сотрудничество, потому что знают, что крупные торговые сети, дорожащие репутацией, в любом случае за товар расплатятся. Возможность синхронизировать товарно-денежный поток в компании как раз и является той дополнительной ценностью, которую создает факторинговая компания.
Чаще других за этим видом финансовых услуг обращаются поставщики продуктов питания, бытовой химии, средств гигиены, строительных и отделочных материалов. Доля этих отраслей в портфелях некоторых факторинговых компаний достигает 65-70 процентов. Вместе с тем, по словам Дарьи Николаевской, директора по маркетингу и качеству услуг одной из федеральных факторинговых компаний, специфика региона тоже накладывает определенный отпечаток на структуру местного рынка.
– Структура валового регионального продукта определяет портфель любой факторинговой компании. Раньше все мы работали в основном в нише торговли, где все просто и понятно. Но сейчас, когда рынок постепенно растет, факторы стали обращать внимание и на другие отрасли. На Урале это металлургия, машиностроение, добывающие отрасли. В Челябинске, например, в структуре портфеля любой компании будут значительное место занимать промышленные товары.
Руководители коммерческих фирм, которые пользуются услугами факторинговых компаний, говорят, что этот механизм позволяет обеспечить организацию оборотными средствами, сократить финансовый цикл, снизить риск неполучения прибыли от продаж, а также достичь более высокой точности при финансовом планировании и прогнозировании.
– Впервые мы обратились к факторингу летом 2009 года, в кризис, – рассказал Михаил Медведовский, заместитель генерального директора по продажам коммерческой фирмы. – Тогда, с одной стороны, мы понимали необходимость предоставления длительных отсрочек своим клиентам, которые не могли оплачивать заказы быстро, с другой – нам самим нужны были оборотные средства. Именно факторинг стал одним из тех рычагов, которые помогли нам выйти из кризиса без потерь.
Вместе с тем использование факторинга в работе порой имеет и отрицательные стороны. К примеру, привлечение компании-фактора может негативно сказаться на взаимоотношениях с партнерами. Так, по словам Максима Линда, директора екатеринбургской IТ-компании, когда его фирма прибегла к услугам факторинговой компании, не все клиенты остались довольны, поскольку лишились возможности оплачивать поставки позднее указанного в договоре срока. Естественно, в таких ситуациях менеджерам, ответственным за принятие решений, приходится лично встречаться с каждым из недовольных клиентов, убеждать, разъяснять, идти на компромиссы.
Еще один негативный момент заключается в том, что сегодня доступ к услугам факторинга – это, как правило, привилегия достаточно крупного бизнеса. По данным ассоциации факторинговых компаний, 49 процентов финансирования на рынке приходится именно на этот сегмент, а на одного крупного клиента – в среднем свыше 100 миллионов рублей. На долю малого бизнеса, где работают 37 процентов факторов и формируется 41 процент клиентской базы, остается лишь 6 процентов от объема выплаченных средств.
– Слабое проникновение факторинга в сегмент малого и среднего бизнеса связано прежде всего с низкой финансовой грамотностью: руководители небольших компаний зачастую даже не знают, как работает факторинг, как и для чего его можно применять в конкретном бизнесе. Кроме того, государство должно поддерживать инициативы участников рынка для повышения уровня проникновения факторинга в бизнес, – считает председатель правления Ассоциации факторинговых компаний России Антон Мусатов.
Сегодня у принадлежащего ВЭБу банка поддержки малого и среднего предпринимательства существует два программных продукта, по которым учреждение предоставляет дешевые целевые кредиты факторинговым компаниям и банкам, чтобы они впоследствии могли работать с сегментом МСБ. В целом факторы удовлетворены работой этого института, но считают, что его усилий недостаточно для обеспечения доступа мелкого бизнеса к факторингу как финансовой услуге. По мнению Виктора Носова, директора департамента факторинговых операций одного из федеральных банков, необходимо, кроме прочего, создать инфраструктуру поддержки, чтобы небольшие компании не боялись раскрывать свои показатели. Ведь основная проблема в финансировании МСБ сегодня заключается как раз в высоких рисках факторов ввиду непрозрачности финансовых показателей компаний, отмечает эксперт.
По мнению других участников рынка, исправить ситуацию с предоставлением факторинговых услуг малому и среднему бизнесу также может усиление контроля за расходованием выделенных компаниям средств, реализация государственных программ субсидирования процентных ставок (по аналогии с кредитами), гарантийной и страховой поддержки.
В целом эксперты прогнозируют дальнейший рост объемов рынка факторинговых услуг в России, проникновение игроков рынка вглубь страны – на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Процессы специализации факторинговых компаний на каких-то конкретных продуктах будут усиливаться, а маржинальность бизнеса уменьшится из-за высокой конкуренции.
Надежда Гаврилова (Екатеринбург), «Российская газета»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?