Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Улыбка радуги» в 2022 году ротировала почти 2000 позиций ассортимента
Под влиянием актуальных тенденций федеральная сеть дрогери «Улыбка радуги» сместила акцент на более доступные товары и представила на полках альтернативы уходящим с рынка торговым маркам.
Российский ритейл вынужден оперативно реагировать на внешние обстоятельства, чтобы его ассортимент и сервис оставались востребованными у покупателей. В этом году «Улыбка радуги» корректировала свое предложение в соответствии с 5 факторами:
Ротация игроков
На начало года доля транснациональных брендов в ассортименте сети составляла не более 15%. Относительно небольшое количество товаров всемирно известных марок обусловлено тем, что «Улыбка радуги» фокусируется на продукции высокого качества по оптимальной цене. Когда производители крупных брендов столкнулись с логистическими и сырьевыми трудностями и подняли цену на свою продукцию на 40–60%, это вызвало серьезное снижение спроса у покупателей сети. В результате около 700 таких позиций ушли с полок магазинов компании.
На данный момент товары из ряда европейских стран по-прежнему присутствуют на полках магазинов сети, сейчас их доля в ассортименте составляет около 10%. На смену выведенной из товарной матрицы продукции пришла новая — из Турции, России, Беларуси, Китая и Кореи. Также в список стран-поставщиков в текущем году добавилась Армения.
Логистические вызовы
Повышение стоимости грузовых международных и внутренних перевозок, закрытие многих привычных направлений вынудили ритейлера оптимизировать прежнюю логистику и построить новые маршруты. Работа с поставщиками и транспортными компаниями дала свои плоды, и уже к началу второго полугодия поставки были урегулированы как с прежними поставщиками, так и с новыми.
Благодаря этому в ассортименте компании к июлю появилось более 20 новых брендов, в том числе около 10 российских. Появились новые партнеры из Турции, Армении, Белоруссии, Франции, Китая, Арабских Эмиратов, Сербии и Ирана.
Снижение покупательской способности
Еще в 2021 году ритейл отметил, что стремление жителей России к экономии стремительно растет. Снижалась популярность крупных форматов, а дискаунтеры и магазины у дома продолжили набирать темпы развития. По данным информационно-консалтингового агентства Infoline, к сентябрю 2022 г. на них приходилось уже 60,9% и 11,8% от общего числа открытий новых точек в стране.
Понимая, что многим покупателям сети сейчас интересна более бюджетная продукция для ухода за собой, «Улыбка радуги» вывела из товарной матрицы 1200 позиций премиум-сегмента. Взамен компания предложила товары более доступных торговых марок, а также собственных брендов. В результате осенью СТМ , которые и ранее были популярны среди покупателей, нарастили долю в продажах сети до 45%.
Вследствие этой тенденции потребительского поведения уникальные бренды «Улыбки радуги» демонстрируют особенно значительный натуральный рост. Так, продажи Benabi выросли в 2 раза, Ecologica — на 70%, Valori и Foammen — на 30%. Также в этом году были запущены новые торговые марки: бренд натуральной косметики Botaniqua, товары для животных Zou Land, товары для персональной гигиены Elevia.
Сейчас на месте уходящих с рынка средств для укладки в «Улыбке радуги» представлены товары от Valori, Stylexx Professional и La Grase. Выбор шампуней остался широким за счет Valori, Curex, Concept, We are the planet, Mixit, а в бюджетном сегменте — благодаря брендам «Сила Сибири», Sella, Floresan. В категории средств женской гигиены сеть предлагает товары торговых марок Day Spa, Inso, Monty, Depend. В продукции для душа широко представлены Delicare, Weis, Sella, Fresh Splash. Среди средств для ухода за полостью рта — DentaCare, Evermex, Dies.
Смена модели поведения
В 2022 году модель покупательского поведения кардинально менялась. В феврале и марте жители страны запасались впрок товарами, которые, по распространяемым тогда слухам, могли исчезнуть с полок. Ритейл был вынужден отказаться от промоакций, а некоторые компании — еще и ограничить количество отпускаемого товара в одни руки. Эти действия позволили не допустить дефицита.
К маю ситуация наладилась, и в магазины вернулись скидки и акции. Люди начали очень активно пользоваться специальными предложениями, и особенно ярко это проявилось в «Черную пятницу». Клиентам «Улыбки радуги» предлагалась скидка 40% на 1000 товаров из разных категорий. Если в 2021 году в дни акции прирост в чеках составил 14% к средним регулярным продажам, то в 2022 году этот прирост был уже 40%. В интернет-магазине «Улыбки радуги» продажи выросли в 3 раза, а в приложении — в 3,5 раза. Это хороший показатель, особенно с учетом большого количества других ритейлеров и маркетплейсов, также предлагающих скидки своим покупателям.
При этом раньше во время акций люди стремились себя побаловать чем-то дорогим и попробовать что-то новое. А в этом году жители страны по большей части выгодно закупались впрок товарами, которыми они пользуются на регулярной основе. Чтобы поддержать жителей страны, в середине года компания впервые за более чем 20 лет своей работы изменила условия своей традиционной ежемесячной акции 15 числа и увеличила скидку с 15% до 20%.
Рост запроса на удобство покупок и доставку
По данным исследовательского агентства Data Insight, к середине года объем продаж на пяти самых крупных маркетплейсах вырос на 73%. Людям очевидно удобно приобретать товары на универсальных платформах, и эту тенденцию ритейлу игнорировать нельзя. Представляя свой ассортимент на сторонних площадках, бизнес расширяет свою географию и в географическом, и в социально-демографическом ракурсе.
«Улыбка радуги» в 2022 году вышла на «СберМегаМаркет» и открыла свой магазин в сервисе «Яндекс Еда».
Сеть повышала комфорт шопинга и на собственной территории. Так, в магазинах были введены электронные чеки и стала доступна оплата по QR-коду. Компания расширяет список партнерств, в рамках которых покупатели могут получить дополнительные приятные скидки. Одним из таких проектов стала интеграция с программой «Сбер Спасибо».
«Улыбка радуги» масштабирует внедрение касс самообслуживания
Доля СТМ в продажах сети «Улыбка радуги» достигла 45%
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.