Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 416
Поделиться
Украинцы почувствовали розницу
В Украине растет розничный рынок. За I полугодие розничными предприятиями было продано товара на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По словам участников рынка, украинцы увеличили потребительские расходы благодаря росту доходов и улучшению ожиданий развития экономической ситуации в стране. Товарооборот предприятий розничной торговли и ресторанного хозяйства Украины в I полугодии вырос в сопоставимых ценах на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (+2,5% к 2009 году), говорится во вчерашнем сообщении Госстата. В номинальном выражении он составил 153,57 млрд грн. Максимальный рост розничного товарооборота зафиксирован в Киевской (+23,9%, 29,1 млрд грн), Черкасской (20,7%) и Полтавской (19,4%) областях. Низкие показатели у Херсонской (7,9%), Львовской (8%) и Харьковской (9,3%) областей.
До кризиса темп роста розничного рынка страны составлял 20-25%, отмечает аналитик ИК Dragon Capital Тамара Левченко. По итогам 2008 года он впервые снизился, рост составил 17,5%. В следующем году продажи резко упали на 20,6%, достигнув уровня 2004-2005 годов. После этого наблюдался незначительный рост – по итогам 2010 года розничный товарооборот вырос на 7,8% и составил 274,6 млрд грн (см. таблицу).
Участники рынка отмечают, что возвращение к двузначным показателям роста розничного рынка было прогнозируемым. «Сейчас наблюдается улучшение потребительских настроений, которые напрямую зависят от доходов населения. По нашим прогнозам, по итогам года рост доходов составит 8% к 2010 году»,– отмечает госпожа Левченко. По данным Gfk Ukraine, потребительские настроения за последние три месяца начали улучшаться. По итогам июня этот показатель вырос на 2,2 п. п., до 76,1. По данным Госстата, за пять месяцев этого года средняя номинальная зарплата украинцев выросла на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
На рост розничного рынка повлияло повышение цен. «Цены на продуктовую группу товаров, являющуюся основным генератором товарооборота рынка, превысили рост инфляции»,– отмечает директор исследовательской компании RetailStudio Михаил Грищенко. По его словам, за последние пять месяцев цены на фрукты выросли на 22%, на овощи – на 36%. Впрочем, финансовый директор продуктовой сети «Велика кишеня» Олег Пьявка отмечает, что рост цен сказывается на росте продаж, но не настолько существенно. «По итогам полугодия мы выросли больше, чем рынок. С ростом доходов люди более позитивно оценивают дальнейшее развитие экономической ситуации, что сказывается на их активности в покупках»,– говорит господин Пьявка.
Постепенное восстановление рынка сказывается и на планах компаний по развитию бизнеса. «Если последние два года практически все розничные компании заморозили развитие и были заняты реструктуризацией долгов и повышением эффективности бизнеса, то в этом году розничный рынок перешел в стадию развития»,– говорит госпожа Левченко. По ее словам, открытие новых магазинов наблюдается в основном в продуктовом ритейле. «Развитие же непродовольственной розницы будет зависеть от возобновления кредитования»,– говорит эксперт. По прогнозам GT Partners Ukraine, рост числа новых магазинов в стране в новом году будет значительно превышать эти показатели в 2009 и 2010 годах. По подсчетам компании, количество новых сетевых FMCG магазинов, открытых в 2011 году, составит около 350-420 торговых точек против около 250 магазинов, открытых в 2010 году.
Вероника Гаврилюк, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?