Декоративное изображение
3 307

Поделиться

Украинские бизнесмены потеряли интерес к «магазинам у дома»

Некогда сулившие своим владельцам огромные доходы «магазины у дома» теперь стали тяжелым бременем. В результате большинство собственников готовы в короткие сроки полностью или частично выйти из этого бизнеса.

Магазины продают

Активность бизнесменов, желающих избавиться от сетей «магазинов у дома», растет как на дрожжах. В конце ноября стало известно о продаже контрольной доли ООО «Торговая марка «Барвинок» (24 точки продаж с аналогичным названием в Западной Украине) польскому инвестиционному фонду Abris Capital Partners. Продавцом выступило ООО «Торговая компания «Интермаркет», представители которого отказались назвать конкретную долю и сумму сделки, отметив лишь, что иностранные инвесторы получили над ним контроль. «Мы изменили стратегию развития и сейчас акцентируем свое внимание на таком перспективном формате, как торгово-развлекательные центры, а также продолжаем развивать нашу сеть супермаркетов «Арсен», — рассказали в пресс-службе «Интермаркета».   В начале октября стало известно о продаже доли Evrotek Group PLC Михаила Весельского и Василия Яницкого, развивающей продуктовую сеть из восьми магазинов «Фреш», инвестиционным фондам IFC и Horizon Capital за 15 млн. дол. В пресс-службе компании конкретный процент назвать отказались, отметив лишь, что о контрольной доле речь не идет.   Нового владельца может обрести и работающая в Западной Украине сеть «Фаворит», которую связывают с Олегом Бахматюком. В регионе говорят, что сейчас основные усилия инвесторов и фирмы направлены на поиск нового хозяина, что подтверждается оскудевшими полками магазинов. Как утверждает генеральный директор сети «Фаворит» Надежда Новикова, на сегодняшний день проблемы у них, как и у их конкурентов, действительно существуют. «Это нехватка оборотных средств, в результате чего мы стали отказываться от некоторых элитных продуктов. В связи с этим до 10% товара действительно может отсутствовать, но это временное явление», — подчеркивает г-жа Новикова. По ее словам, компанию изучают потенциальные покупатели. «Зачастую это иностранные сети, которые очень заинтересованы работать в Украине», — замечает она. Привлекательность «Фаворита», по мнению Н. Новиковой, заключается в том, что все 34 магазина их сети работают в собственных помещениях. Кроме того, на сегодняшний день фирма владеет десятком земельных участков, на которых планировалось возвести ТЦ или ТРЦ. Для части из них уже разработаны проекты и оформлены все документы, необходимые для начала строительства.   О желании привлечь стратегического инвестора для своего бизнеса заявило и руководство луцкой компании «Агроконтракт», развивающей сети «Колибрис» и «Наш». По словам ее директора по развитию Юрия Брындзи, в сложившейся ситуации его привлечение намного дешевле кредитования. Не исключено, что взамен ритейлер предоставит долю в бизнесе.   По информации управляющего директора компании Re&Solution Александра Ланецкого, на данный момент продать свой бизнес готовы большинство хозяев «магазинов у дома».   Цены падают

Справедливости ради стоит отметить, что многие владельцы сетей даже в хорошие времена не скрывали намерений продавать свой бизнес и перманентно вели переговоры с будущими покупателями. Правда, за свои детища они хотели довольно приличные деньги. Сейчас ситуация изменилась, и большинство компаний готовы идти на уступки.   Дело в том, что ритейлеры в последнее время пытались одновременно развивать сети супермаркетов, гипермаркетов и «магазинов у дома». При этом большинство из них не жалели денег на развитие своих торговых подразделений. «Но финансовый кризис вынудил многих из них пересмотреть расходы и пересчитать доходы. В результате выяснилось, что «магазины у дома» наименее прибыльны», — считает Александр Ланецкий. По его словам, суточный оборот точки продаж площадью 300–400 кв. м составляет 50 тыс. грн., тогда как супермаркета — 200–300 тыс. грн. «При этом расходы на работу «магазинов у дома» действительно высокие. К примеру, если супермаркет обслуживает около 100 человек, то небольшую точку продаж — порядка 60», — подчеркивает г-н Ланецкий. В Re&Solution говорят, что по этой причине в Польше и Прибалтике отсутствуют подобные форматы: площадь тамошних «магазинов у дома» колеблется в пределах 30–80 кв. м.   Еще одной причиной, по которой владельцы «магазинов у дома» приняли решение отказаться от дальнейшего развития сетей, стало падение стоимости их бизнеса. Эксперты говорят, что многие из них изначально развивались под дальнейшую продажу, что было связано с постоянно растущей стоимостью этого бизнеса. К примеру, сеть «Буми-маркет» была продана за $50 млн., что в пять раз выше ее реальной цены.   Сейчас ситуация стала меняться. «Большое предложение привело к резкому удешевлению сетей. К примеру, если еще в начале года стоимость торговой компании оценивалась в 100% от ее годового оборота, то сегодня — в 20%», — считает директор по развитию «Пакко-Холдинга» (ТМ «Пакко», «Вопак») Олег Крыжанивский. По мнению экспертов, сейчас многие владельцы решили избавиться от своего бизнеса, пока его цена еще относительно высока. Другой вопрос, что это прекрасно понимают и потенциальные покупатели, которым выгодно подождать удешевления объектов для инвестиций.

 Александра Некращук, "Деловая столица"

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами