Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Украина: Сгущенке несладко
Производство, экспорт и импорт сгущенного консервированного молока необратимо снижается третий год подряд. Эта тенденция сохранится и далее, считают эксперты. Всему виной — молочный кризис и низкая платежеспособность украинцев
В 2010 г. в Украине, по данным исследования, проведенного компанией «Союз-Информ», произведено около 73 тыс. т сгущенного молока. Это более чем на 9% меньше, чем в 2009 г., что указывает на сокращение выпуска этого сладкого продукта. В 2009 г. его производство составило, по данным «Союз-Информ», 79,072 тыс. т. Наибольшие объемы продукции выпущены «Первомайским молочно-консервным комбинатом» — 12,985 тыс. т. Сгущенка из Первомайска хорошо известна в Чехии, Италии, Египте, куда завод экспортирует свою продукцию. В целом доминирующую долю на рынке по производству сгущенного молока держат четыре предприятия — «Первомайский молочно-консервный комбинат», ЗАО «Беликский молоко-консервный комбинат», ЗАО «Лозовской молочный завод», а также ОАО «Ичнянский молочно-консервный комбинат». Суммарная доля этих производителей по выпуску молочных консервов составляет примерно 65%.
По словам экспертов, падение интереса к производству этого деликатеса вызвано снижением спроса на него со стороны украинских покупателей. Весомую лепту в это внесли проводимые исследования качества сгущенки, что стало популярной тенденцией. И неспроста. Так, все больше в этом излюбленном продукте появляется заменителей молока — растительных жиров, сгущенку часто подделывают, а поскольку продукт не представляет блюдо первой необходимости, покупатели все чаще от него отказываются, а промышленные потребители предъявляют все больше требований к качеству и стоимости продукта. Если вы приобретаете сгущенку для дома, советуют эксперты, сварите сгущенное молоко. Если оно будет иметь консистенцию пасты — вам повезло, сгущенка практически не содержит растительных жиров, и вы имеете дело с натуральным продуктом.
Экспорт — спасение для отрасли
В условиях снижения загрузки мощностей по производству молочных консервов и снижения спроса на эту продукцию на внутреннем рынке выходом для производителей является усиление экспорта. По данным исследования «Союз-Информ», в 2010 г. экспорт сгущенного молока составил 33,226 тыс. т, или 45% от выпуска продукта. В 2009 г. этот показатель был куда оптимистичнее — около 46 млн. т. Такое снижение можно объяснить разве что снижением выпуска сгущенного молока. В итоге в сравнении с 2009 г. экспорт снизился на 13 тыс. т, или более чем на 7%.
В денежном выражении экспорт принес участникам рынка в 2010 г. свыше $1 млрд. Рейтинг лидеров в этом сегменте несколько иной. С 2005-го по 2010 г. экспорт сгущенки стремительно снижался. С наивысшего показателя в 2005 г. на уровне 97 тыс. т он упал в 2010 г. до 33,2 тыс. т, что указывает на стагнацию отрасли, поскольку снижение поставок не перекрывалось увеличением продаж на внутренний рынок. Кроме того, подтверждает падение этого рынка нисходящая тенденция по производству консервированного сгущенного молока.
В текущем году выручка экспортеров от поставок в январе-июне не превысила пока $64 млн. в денежном выражении и 23,5 тыс. т — в натуральном.
Импорт
С 2005 г. до 2008 г. импорт сгущенного молока в Украину постепенно рос, но перед кризисом — в 2008 г. — он не превысил 312 т. Разительный скачок в объемах поставок произошел в 2009 г. — в Украину в этот период было завезено свыше 10 тыс. т продукции. Кризис вынудил конкурентов из других стран искать у нас рынки сбыта. Но уже в 2010 г. импорт показал нисходящий тренд, говорят в «Союз-Информ». Поставки в прошлом году снизились вдвое — до 4,917 тыс. т. За первое полугодие 2011 г. объем импорта в натуральном выражении составил 1,6 тыс. т. Это дает основание прогнозировать, что по итогам текущего года в Украину будет ввезено еще меньше сгущенного молока.
Выручка от импорта участников рынка в 2005 г. составляла всего $129 тыс. и лишь в 2007 г. превысила $1 млн. в ходе поступательного роста. 2009 г. стал переломным в плане выручки так же, как и в объемах поставок. С 2008-го по 2009 г. импорт в денежном выражении вырос с 1,075 млн. до 13,6 млн. — в 12 раз. С 2010 г. выручка импортеров на рынке Украины начала снижаться и достигла 9,4 тыс. т.
В прошлом году лидирующим импортером сгущенки на украинский рынок стала Беларусь. В тоннаже поставки этой страны составили 3,1 тыс. т, что является максимальным показателем в рейтинге стран-импортеров. Доля Беларуси в импорте составила 63%. Вслед за ней замыкают тройку лидеров Польша с показателем 700 т, Канада — 610 т, и Казахстан — 200 т.
По итогам января-июня 2011 г. в Украину завезено 1,6 тыс. т продукции на сумму 4,4 млн. грн. Темпы ввоза продукции указывают на то, что импорт может в этом сезоне превысить прошлогодние показатели.
В целом увеличение импорта и снижение производства говорят о том, что отрасль стагнирует, и даже выход из кризиса пока не подает надежд на оздоровление.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.