Декоративное изображение
7 225

Поделиться

Украина. Рынок детских товаров не справляется с беби-бумом

 

Вещи приемлемого качества по доступной цене – в дефиците

 

Банковский работник Виктор Ражев приехал в детский магазин в центре Киева за покупками для дочери Ульяны со столичной окраины – Лесного массива. «Всё необходимое для ребёнка приходится покупать в центре города, – жалуется он. – Там, где мы живём, найти что-нибудь достойное очень трудно».

 

Неискушённому наблюдателю подобные жалобы покажутся странными: полки с детскими товарами можно увидеть в каждом супермаркете. Но только став родителями, украинцы понимают: выбора как такового и нет. В ближайшем супермаркете, как правило, продают подгузники лишь одного-двух размеров, часто не бывает нужного питания и аксессуаров.

 

Иными словами, даже за детскими товарами ежедневного пользования нельзя просто сбегать в «магазин за углом». Эту проблему уже ощутил на себе Олег Можаровский, IT-специалист и папа годовалой дочки. «На Борщаговке, на улице, где мы живём, закрыли «Детский мир». Где новый будет – неизвестно, а там было очень много полезного», – сетует он.

 

Впрочем, те, кто не может себе позволить большие расходы либо не считает их оправданными, могут отовариться дёшево. «Если не нужна кровать, которая по утрам варит кофе, то вполне можно уложиться в $100», – шутит Олег Можаровский. Правда, покупая товар по такой цене, можно с лёгкостью нарваться на неликвид.

 

Почти в 100% случаях дешевизна товара говорит о его китайском происхождении. Такие товары чаще всего можно встретить на рынках. «Но если есть время и вдохновение, там тоже можно найти качественные вещи», – замечает Олег Можаровский. Именно на рынке он приобрёл китайскую коляску, которой вполне доволен.

 

Но ходить за игрушками на рынок Олег всё же не рискует. «Лучше в «Антошку» или в другой специализированный магазин, в котором следят за тем, что продают. Ведь на рынке слишком много игрушек из Китая, в которых острые края и много мелких деталей, а это опасно для ребёнка», – рассуждает Олег.

 

Чужое для своих

Как альтернативу китайским товарам родители могут выбрать для своего ребёнка отечественную мебель или одежду. Зачастую это товары «без претензий», но и цена у них невысокая. Сергей Мыцык, замдиректора компании «Верес», производящей детскую мебель, уверяет, что все их товары проходят проверку на качество и жёсткую сертификацию, а отбоя от покупателей нет. «Мы наращиваем производство, но экспорт организовать не получается – всё уходит на внутренний рынок»

 

Но, несмотря на колоссальный спрос, товары отечественного производства в торговых сетях почти не представлены. Это касается не только мебели и одежды, но и детского питания. «Повышение рождаемости привело к тому, что рынок детского питания растёт на 20% в год, а рынок детских соков и пюре – на 10–15%», – говорит Андрей Крень из компании «Витмарк-Украина» (ТМ «Чудо-Чадо»). Вместе с тем он констатирует: соотношение украинской и импортной продукции явно не в пользу отечественного производителя. «Но мы хотим исправить ситуацию и планируем расширить ассортимент с 28 до 49 позиций», – говорит г-н Крень.

 

Люди в белом

А пока с отечественным производителем украинские родители сталкиваются разве что на рынке услуг, прежде всего – медицинских. Здесь наиболее заметны «ценовые ножницы», столь характерные для детского сегмента. В бесплатных государственных поликлиниках круглосуточно работает неотложка, всегда есть педиатры, но принять 30 человек в день врачу непросто. Да и назвать государственную детскую медицину, как, впрочем, и взрослую, бесплатной, можно лишь условно.

 

Поэтому родители по возможности переводят детей на обслуживание в частные клиники. «Я не готова стоять с грудным ребёнком три часа в очереди, не готова рисковать его здоровьем и делать непонятные инъекции неизвестными вакцинами», – решила Алёна Золотоверхая и официально отказалась от услуг государственной поликлиники. Теперь её сын наблюдается в частной клинике «Наш доктор». «Ко мне домой приходят врач, патронажная сестра. Эти люди мне очень нравятся. Кроме того, не дай Бог что-то произойдёт, я должна быть уверена, что «скорая помощь» приедет», – говорит она.

 

Правда, за безопасность и комфорт приходится платить. Договор медобслуживания на 1 год в частной клинике обойдётся в среднем в $1 тыс. И это далеко не предел, ведь цена напрямую зависит от пакета услуг, которые предоставляет частная клиника. Клиенты могут работать с таким заведением не только напрямую, но и приобретя страховой полис.

 

«Несмотря на дороговизну, лечение детей в частных больницах очень популярно», – говорит Елена Московенко, главный врач медфирмы «Валерия», в которой обслуживаются сотни детей. По её мнению, частная клиника имеет как минимум два преимущества перед государственной. Первое – это возможность подобрать квалифицированный персонал. Второе – врачи могут работать столько, сколько необходимо: за ними закреплено небольшое количество детей, а потому каждому из них они могут посвятить немало времени.

 

На вырост Пока же решить проблему поиска дет­ских товаров можно лишь одним способом – подождать, пока ребёнок подрастёт. Тогда его можно одевать во «взрослом» магазине, если там есть детский отдел. Это помогает решить и проблему высоких цен. «Одежду стараемся покупать на сезонных распродажах, там дешевле», – делится опытом Виктор Ражев.

 

А вот проблем с игрушками и развивающими играми гораздо меньше. Всё чаще в магазинах наряду с игрушками можно приобрести книги, мультимедийные развивающие компьютерные программы, DVD-продукцию, пазлы, конструкторы. «Растёт интерес к детским книгам национальных издателей, отличающимся красочностью оформления и качеством самой полиграфии», – говорит Алла Сыва, директор по маркетингу компании Empik, имеющей восемь салонов по торговле книгами и канцтоварами. Она отмечает, что качест­венную и красочную книгу можно купить и на рынке.

 

Но по большом счёту, книги – едва ли не единственное, с чем у родителей не возникает особых проблем. Остальные товары и услуги пока остаются в дефиците. И если беби-бум продолжится, будущих родителей ждёт ещё больше хлопот, чем у тех, кто обзавёлся детьми в нынешнем году.

 

Украинская редакция Retail.ru

 

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами