Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Украина: Рост за счет роста цен
Розничный товарооборот растет за счет увеличения цен
В Украине на протяжении первых четырех месяцев текущего года наблюдается значительный прирост розничного товарооборота. Но выдающиеся показатели достигаются только за счет увеличения цен, а качество самих продуктов становится все хуже
То, что можно купить,– и хуже, и дороже
По данным Госкомстата, в Украине в январе-апреле 2012 г. розничный товарооборот предприятий торговли и ресторанного хозяйства вырос в сопоставимых ценах на 14,8% по сравнению с январем-апрелем 2011 г.
Рекордсменами по этому показателю стали Херсонская (18,8%), Ровенская (17,3%), Донецкая и Запорожская (17,2%), Николаевская (17,1%) области, а также город Севастополь (17,4%).
Тем не менее есть все основания полагать, что рост розничного товарооборота достигнут за счет удорожания продуктов, а не фактического увеличения их потребления. Об этом свидетельствуют данные компании Nielsen Company. В рамках исследования «Динамика продуктовой корзины в формате современной торговли» за февраль-март 2012 г. (источник Nielsen Growth Reporter, audited FMСG categories) были учтены продажи 50 FMCG категорий в гипермаркетах, супермаркетах, минимаркетах. В итоге оказалось, что количество реализуемых товаров не увеличилось, тогда как ценники исправно переписывались. Аналитик ИГ «АРТ Капитал» Олег Иванец говорит, что, по его мнению, динамика показателей товарооборота близка к нулю.
И это с учетом того, что на протяжении всего прошлого года в стране наблюдалось увеличение средней заработной платы. Так, согласно данным исследования MMI Ukraine, проведенного компанией TNS в Украине в 2011 году, доход на одного члена семьи в месяц вырос с 2842 грн. в первом квартале до 3109 грн.– в третьем (представлены ответы респондентов в возрасте 16-65 лет, проживающих в городах с населением от 50 тыс. человек).
О снижении покупательной способности населения говорят и сами ритейлеры. По словам представителя одной из сетей, сейчас многие потребители довольно часто делают выбор в пользу более дешевых и низкомаржинальных товаров. Ранее это явление не носило столь массовый характер.
Производители и сами ритейлеры следуют тенденциям, которые задают нищающие покупатели. Зажатые с двух сторон государственным регулированием наценок и слабым потребительским спросом, они стремятся выпускать более доступные по цене товары и продукты.
«Однако есть еще одна тенденция, которая остается вне поля зрения, а именно – качество товаров. Особенно продуктов питания. В ситуации, когда рост цен сдерживается административным путем, при этом себестоимость растет, единственный способ сбалансировать бизнес – ухудшить качество,– говорит Олег Иванец.– Это крайне плохо как для потребителей, так и для экономики. Так что динамика цен – это сейчас не самое главное».
Отчасти общий рост затрат населения на продукты питания может поясняться и тем, что часть потребителей, которые могут себе это позволить, наоборот, переключается на более дорогие товары. Они вынуждены это делать для того, чтобы компенсировать ухудшение качества тех продуктов, которые покупались ранее.
Улучшить положение с реальным приростом потребления могут только внешние факторы. Например, такие как наплыв туристов во время футбольного чемпионата и выборы, а точнее – приток валюты из за рубежа, с ними связанный. Также стимулом могло бы стать улучшение условий ведения бизнеса.
Других источников роста для украинского ритейла пока нет. Эксперты считают, что печатный станок не будет включаться, так как эффект от его запуска будет минимальным. Не стоит рассчитывать и на скорое улучшение экономической ситуации в стране.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?