• Обучение на Retail.ru
  • Семинары
  • Обучающие компании
  • Преподаватели
  • Ближайшие семинары по категорийному менеджменту, переговорам, дистрибуции, маркетингу, 54-ФЗ на портале Retail.ru.


    Проект Retail.ru знают ведущие игроки рынка с 1999 года, более 24 лет мы представляем вашему вниманию актуальные новости, а также статьи, интервью, мастер-классы, фоторепортажи, кейсы, выпускаем книги, создаем печатные версии сайта.

Ближайшие семинары по категорийному менеджменту, переговорам, дистрибуции, маркетингу, 54-ФЗ на портале Retail.ru. 


Проект Retail.ru знают ведущие игроки рынка с 1999 года, более 24 лет мы представляем вашему вниманию актуальные новости, а также статьи, интервью, мастер-классы, фоторепортажи, кейсы, выпускаем книги, создаем печатные версии сайта.

Ближайшие семинары по категорийному менеджменту, переговорам, дистрибуции, маркетингу, 54-ФЗ на портале Retail.ru.


Проект Retail.ru знают ведущие игроки рынка с 1999 года, более 24 лет мы представляем вашему вниманию актуальные новости, а также статьи, интервью, мастер-классы, фоторепортажи, кейсы, выпускаем книги, создаем печатные версии сайта.

Ближайшие семинары по категорийному менеджменту, переговорам, дистрибуции, маркетингу, 54-ФЗ на портале Retail.ru.


Проект Retail.ru знают ведущие игроки рынка с 1999 года, более 24 лет мы представляем вашему вниманию актуальные новости, а также статьи, интервью, мастер-классы, фоторепортажи, кейсы, выпускаем книги, создаем печатные версии сайта.

Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
6321

Поделиться

Украина. Мэтры розницы. Интервью с основателем тогровой сети "Фуршет" Игорем Баленко.

 

Основатель торговой сети «Фуршет» Игорь Баленко рассчитывает, что сотрудничество с французской Auchan позволит его компании выйти в лидеры украинского ретейла

 

Почему крупные украинские ретейлеры начали активно инвестировать в коммерческую недвижимость, производство, отельный и ресторанный бизнес — снизилась доходность торговли?

 

— Это желание не топ-менеджеров компаний, а их владельцев. Они одновременно участвуют в других бизнесах и хотят развивать все перспективные направления. У каждой компании много собственников и каждый занимается тем, что ему нравится. Мы, например, сотрудничаем с группой Auchan, строящей в Украине гипермаркеты и торгово-развлекательные центры. В то же время менеджмент розничной сети управляет своим бизнесом и, в принципе, не заинтересован в его диверсификации.

 

По данным открытых источников, вы владеете 39% акций девелоперской компании «Трускавец-Курортсервис» (ТКС), 68% акций гостиничного оператора Clubhouse Group Holding (сеть трехзвездочных отелей «7 дней») и 25% сети ресторанов «Грылица». ЗАО «Фуршет» объединяет все эти направления?

 

— Нет, к Фуршету они прямого отношения не имеют. Но я действительно являюсь одним из совладельцев перечисленных компаний.

 

Будет ли ТКС предоставлять площадки под строительство гостиниц «7 дней», ведь у ТКС и Clubhouse Group Holding общие акционеры?

 

— Да. Если это будет выгодно обеим компаниям, потому что у них разные цели и задачи. Предлагать партнерам участки ТКС будет в первую очередь, но по рыночным ценам и на общих основаниях.

 

Вы собираетесь до 2012 года открыть 30 ресторанов, до 2014 года — 9 отелей, а с Auchan и ТКС построить 5 торгово-развлекательных центров. Почему вы решили развивать именно эти направления?

 

— Они очень перспективные с точки зрения доходности, и мне это интересно. Изначально мы занимались коммерческой недвижимостью, но использовали ее для своих нужд: арендовали, покупали торговые помещения под магазины «Фуршет». Теперь решили строить и сдавать в аренду офисные, жилые и развлекательные центры.

Коммерческая недвижимость прибыльнее торговли?

 

— Смотря, какую цель ставить перед собой. Торговля — более рискованный бизнес: большинство площадей арендуется, многое зависит от формата, от действий команды управляющих менеджеров. Девелопмент считается более стабильным, чем оперативный бизнес. Здесь главное найти хорошую площадку в центре города, придумать концепцию для будущего торгового или офисного центра — и это всегда будет работать. Но доходность на вложенный капитал намного ниже, чем в ретейле.

 

Другими словами, вам все равно, как зарабатывать миллион в год: в виде 3% от 100 миллионов оборота супермаркетов, или 30% от 1 миллиона, вложенного в строительство коммерческой недвижимости?

 

— Да.

 

Почему вы заинтересовались отельным бизнесом, ведь гостиницы окупаются гораздо дольше торговых центров или офисов?

 

— Потому что эта ниша свободна. У нас есть либо отели очень высокого класса с заоблачными ценами, либо дешевые гостиницы с низким качеством обслуживания. Современных гостиниц с недорогими номерами в Украине нет. Поэтому мы решили развивать сеть трехзвездочных отелей, с номерами за $60-100 в сутки. «7 дней» рассчитаны на путешествующих по стране украинцев — отправившихся в поездку по делам или отдыхающих.

 

Каждый ресторан «Грылица» обходится в $280 тысяч, гостиница «7 дней» в $20 миллионов, торговый центр от ТКС — $25 млн. В какое направление вы инвестируете больше всего?

 

— В развитие розницы, потому что она требует крупных инвестиций.

Сколько планируете вложить в открытие новых Фуршетов в Украине и Молдове в 2008-м?

 

— $100 миллионов. 30-40% — собственные средства, остальные — заемные. Мы развиваемся в соответствии с планом — до конца года откроем около 30 новых супермаркетов и выйдем на оборот в $1,24 миллиарда.

 

Вы активно пользуетесь кредитными средствами. В конце 2007 года ЕБРР выдал вам займ на $90 миллионов. Сколько всего долговых обязательств у Фуршета?

 

— Это коммерческая тайна. Долгов много — мы пользуемся всеми возможными кредитными ресурсами для развития сети. Но по сравнению с нашими оборотами в сотни миллионов долларов и размерами компании они невелики. Крупные сети могут брать в долг миллиарды гривен и чувствовать себя спокойно, потому что у них значительные оборотные средства и прибыль. Мы никогда не создаем кризисную ситуацию, когда не можем отдать кредит в оговоренный срок.

 

Продав часть акций на зарубежной фондовой бирже, можно не только рассчитаться с кредиторами, но и привлечь средства для развития. Вы не планируете IPO?

 

— Сейчас нет, поскольку уже продали 20% акций группе компаний Auchan. Фуршет рассчитывает на стабильное и долгосрочное сотрудничество с сильным партнером. В ближайшие пять лет мы не планируем IPO, потом — посмотрим.

 

По информации агентства «Интерфакс», 2007-й ЗАО «Фуршет» закончило с убытком в 966,6 тысяч гривен, хотя еще год назад прибыль составляла 549,7 тысяч гривен — почему?

 

— У вас неверные сведения. Мы только заканчиваем аудит, после чего официально опубликуем результаты своей деятельности. По моим предположениям, финансовый год Фуршет закончил без потерь.

 

По обороту Фуршет в 2007 году занял третье место среди украинских ретейлеров — после Fozzy Group и Metro C&C. Вас устраивает эта позиция?

 

— Да, потому что быть лидером — значит попасть в тройку. Мы считаем, что это нормальная ситуация, но стремимся к первенству. Думаю, что совместно с группой Auchan через два года станем компанией номер один на розничном рынке, поскольку у нас будет консолидированная отчетность и будут учитываться обороты украинского подразделения Auchan и Фуршета.

 

Кстати, о партнерстве: кто, кроме вас, владеет ЗАО «Фуршет»?

 

— Это закрытая информация. Нашим акционером был ЕБРР, но он продал свою долю Auchan (ЕБРР продал 15% акций ЗАО «Фуршет». — Прим. Контрактов). Мы поменяли финансовых партнеров на стратегических.

 

Auchan и Фуршет конкурируют между собой?

 

— Нет. Формат Фуршета — супермаркеты до семи тысяч квадратных метров торговой площади. Auchan строит гипермаркеты — свыше семи тысяч.

 

В супермаркетах закупаются на день или два, в гипермаркетах — на всю неделю — у нас разные форматы и стратегии продаж. Думаю, мы можем быть лидерами на рынке и не конкурировать, а наоборот помогать друг другу.

 

В чем отличие «стратегии продаж» Фуршета и украинского Auchan?

 

— У гипермаркетов иная ценовая политика и ассортиментный ряд. В основном они зарабатывают не на продуктах питания, а на товарах категории non-food. В гипермаркетах можно купить мебель, бытовую технику, мобильные телефоны и т. д., а Фуршет основной доход получает от продажи пищевых продуктов.

 

У альянса есть готовые площадки под строительство семи гипермаркетов Auchan?

 

— Да, они находятся в собственности Ашан-Украина.

 

Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке организованной торговли?

 

— Доля организованной розницы пока не очень высока — менее 50% по всей стране. Конкуренция наблюдается только в крупных городах, иногда в некоторых городских районах, в целом в Украине она невелика. Так что когда Антимонопольный комитет называет нас, розничные сети, монополистами — это звучит смешно. Кроме того, у каждой торговой точки, независимо от формата и наценок, своя аудитория. Розница привязана к дому — никто не станет ездить в супермаркет из одной части города в другую. Кстати, я не считаю, что в Киеве большая конкуренция, потому что в столице очень мало свободных площадок под супермаркеты. Думаю, действительно серьезная борьба за покупателя среди сетевых магазинов начнется через 3-5 лет.

 

Тем не менее даже на таком низкоконкурентном рынке почти не развиваются российские сети. Украинские Патэрсоны проданы. Прекратил развивать бизнес в Украине «Перекресток». Он следующий кандидат на поглощение?

 

— Насколько я знаю, «Перекресток» будет сотрудничать с компанией «XXI Век» — открывать супермаркеты в ее торговых центрах. Собственник «Перекрестков» — российская Х5 Retail Group — большая компания. Она не сдастся. Планы у нее значительны, и я не думаю, что украинский рынок им неинтересен.

 

На открытие торгового центра уходит несколько лет. Можно предположить, что «Перекресток» даже в сотрудничестве с XXI Веком не сможет угнаться за лидерами рынка, открывающими по 20-30 супермаркетов за год.

 

— Значит, «Перекресток» будет развиваться пассивно.

 

Портрет ретейлера

 

ЗАО «Фуршет» владеет сетью одноименных супермаркетов. 100% акций компании принадлежат британской Anthousa Ltd., около 80% из них — основателю Фуршета Игорю Баленко и его партнерам, 20% — Auchan.

 

Оборот сети в 2007 году составил $870,7 млн,. Количество торговых точек в июне 2008-го — 86. Весной прошлого года, после продажи 20% акций Anthousa Ltd. французской группе Auchan, при участии французов были созданы две компании. Первая — «Ашан-Украина» (66% акций принадлежит Auchan, 19% — ЗАО «Фуршет», 15% — председателю наблюдательного совета ЗАО «Фуршет» Баленко). Эта компания будет открывать гипермаркеты и координировать операционную деятельность подразделений ретейла. Вторая — девелоперская компания «Иммошан-Украина» (50% акций принадлежит Auchan, 40% — Баленко, а 10% — третьему финансовому партнеру).

 

 Украинская редакция Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Екатерина Алферова, «Ашан»: «Гипермаркеты как классические представители традиционной розницы продолжают успешно работать»

Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами