Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Украина. Мэтры розницы. Интервью с основателем тогровой сети "Фуршет" Игорем Баленко.
Основатель торговой сети «Фуршет» Игорь Баленко рассчитывает, что сотрудничество с французской Auchan позволит его компании выйти в лидеры украинского ретейла
Почему крупные украинские ретейлеры начали активно инвестировать в коммерческую недвижимость, производство, отельный и ресторанный бизнес — снизилась доходность торговли?
— Это желание не топ-менеджеров компаний, а их владельцев. Они одновременно участвуют в других бизнесах и хотят развивать все перспективные направления. У каждой компании много собственников и каждый занимается тем, что ему нравится. Мы, например, сотрудничаем с группой Auchan, строящей в Украине гипермаркеты и торгово-развлекательные центры. В то же время менеджмент розничной сети управляет своим бизнесом и, в принципе, не заинтересован в его диверсификации.
По данным открытых источников, вы владеете 39% акций девелоперской компании «Трускавец-Курортсервис» (ТКС), 68% акций гостиничного оператора Clubhouse Group Holding (сеть трехзвездочных отелей «7 дней») и 25% сети ресторанов «Грылица». ЗАО «Фуршет» объединяет все эти направления?
— Нет, к Фуршету они прямого отношения не имеют. Но я действительно являюсь одним из совладельцев перечисленных компаний.
Будет ли ТКС предоставлять площадки под строительство гостиниц «7 дней», ведь у ТКС и Clubhouse Group Holding общие акционеры?
— Да. Если это будет выгодно обеим компаниям, потому что у них разные цели и задачи. Предлагать партнерам участки ТКС будет в первую очередь, но по рыночным ценам и на общих основаниях.
Вы собираетесь до 2012 года открыть 30 ресторанов, до 2014 года — 9 отелей, а с Auchan и ТКС построить 5 торгово-развлекательных центров. Почему вы решили развивать именно эти направления?
— Они очень перспективные с точки зрения доходности, и мне это интересно. Изначально мы занимались коммерческой недвижимостью, но использовали ее для своих нужд: арендовали, покупали торговые помещения под магазины «Фуршет». Теперь решили строить и сдавать в аренду офисные, жилые и развлекательные центры.
Коммерческая недвижимость прибыльнее торговли?
— Смотря, какую цель ставить перед собой. Торговля — более рискованный бизнес: большинство площадей арендуется, многое зависит от формата, от действий команды управляющих менеджеров. Девелопмент считается более стабильным, чем оперативный бизнес. Здесь главное найти хорошую площадку в центре города, придумать концепцию для будущего торгового или офисного центра — и это всегда будет работать. Но доходность на вложенный капитал намного ниже, чем в ретейле.
Другими словами, вам все равно, как зарабатывать миллион в год: в виде 3% от 100 миллионов оборота супермаркетов, или 30% от 1 миллиона, вложенного в строительство коммерческой недвижимости?
— Да.
Почему вы заинтересовались отельным бизнесом, ведь гостиницы окупаются гораздо дольше торговых центров или офисов?
— Потому что эта ниша свободна. У нас есть либо отели очень высокого класса с заоблачными ценами, либо дешевые гостиницы с низким качеством обслуживания. Современных гостиниц с недорогими номерами в Украине нет. Поэтому мы решили развивать сеть трехзвездочных отелей, с номерами за $60-100 в сутки. «7 дней» рассчитаны на путешествующих по стране украинцев — отправившихся в поездку по делам или отдыхающих.
Каждый ресторан «Грылица» обходится в $280 тысяч, гостиница «7 дней» в $20 миллионов, торговый центр от ТКС — $25 млн. В какое направление вы инвестируете больше всего?
— В развитие розницы, потому что она требует крупных инвестиций.
Сколько планируете вложить в открытие новых Фуршетов в Украине и Молдове в 2008-м?
— $100 миллионов. 30-40% — собственные средства, остальные — заемные. Мы развиваемся в соответствии с планом — до конца года откроем около 30 новых супермаркетов и выйдем на оборот в $1,24 миллиарда.
Вы активно пользуетесь кредитными средствами. В конце 2007 года ЕБРР выдал вам займ на $90 миллионов. Сколько всего долговых обязательств у Фуршета?
— Это коммерческая тайна. Долгов много — мы пользуемся всеми возможными кредитными ресурсами для развития сети. Но по сравнению с нашими оборотами в сотни миллионов долларов и размерами компании они невелики. Крупные сети могут брать в долг миллиарды гривен и чувствовать себя спокойно, потому что у них значительные оборотные средства и прибыль. Мы никогда не создаем кризисную ситуацию, когда не можем отдать кредит в оговоренный срок.
Продав часть акций на зарубежной фондовой бирже, можно не только рассчитаться с кредиторами, но и привлечь средства для развития. Вы не планируете IPO?
— Сейчас нет, поскольку уже продали 20% акций группе компаний Auchan. Фуршет рассчитывает на стабильное и долгосрочное сотрудничество с сильным партнером. В ближайшие пять лет мы не планируем IPO, потом — посмотрим.
По информации агентства «Интерфакс», 2007-й ЗАО «Фуршет» закончило с убытком в 966,6 тысяч гривен, хотя еще год назад прибыль составляла 549,7 тысяч гривен — почему?
— У вас неверные сведения. Мы только заканчиваем аудит, после чего официально опубликуем результаты своей деятельности. По моим предположениям, финансовый год Фуршет закончил без потерь.
По обороту Фуршет в 2007 году занял третье место среди украинских ретейлеров — после Fozzy Group и Metro C&C. Вас устраивает эта позиция?
— Да, потому что быть лидером — значит попасть в тройку. Мы считаем, что это нормальная ситуация, но стремимся к первенству. Думаю, что совместно с группой Auchan через два года станем компанией номер один на розничном рынке, поскольку у нас будет консолидированная отчетность и будут учитываться обороты украинского подразделения Auchan и Фуршета.
Кстати, о партнерстве: кто, кроме вас, владеет ЗАО «Фуршет»?
— Это закрытая информация. Нашим акционером был ЕБРР, но он продал свою долю Auchan (ЕБРР продал 15% акций ЗАО «Фуршет». — Прим. Контрактов). Мы поменяли финансовых партнеров на стратегических.
Auchan и Фуршет конкурируют между собой?
— Нет. Формат Фуршета — супермаркеты до семи тысяч квадратных метров торговой площади. Auchan строит гипермаркеты — свыше семи тысяч.
В супермаркетах закупаются на день или два, в гипермаркетах — на всю неделю — у нас разные форматы и стратегии продаж. Думаю, мы можем быть лидерами на рынке и не конкурировать, а наоборот помогать друг другу.
В чем отличие «стратегии продаж» Фуршета и украинского Auchan?
— У гипермаркетов иная ценовая политика и ассортиментный ряд. В основном они зарабатывают не на продуктах питания, а на товарах категории non-food. В гипермаркетах можно купить мебель, бытовую технику, мобильные телефоны и т. д., а Фуршет основной доход получает от продажи пищевых продуктов.
У альянса есть готовые площадки под строительство семи гипермаркетов Auchan?
— Да, они находятся в собственности Ашан-Украина.
Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке организованной торговли?
— Доля организованной розницы пока не очень высока — менее 50% по всей стране. Конкуренция наблюдается только в крупных городах, иногда в некоторых городских районах, в целом в Украине она невелика. Так что когда Антимонопольный комитет называет нас, розничные сети, монополистами — это звучит смешно. Кроме того, у каждой торговой точки, независимо от формата и наценок, своя аудитория. Розница привязана к дому — никто не станет ездить в супермаркет из одной части города в другую. Кстати, я не считаю, что в Киеве большая конкуренция, потому что в столице очень мало свободных площадок под супермаркеты. Думаю, действительно серьезная борьба за покупателя среди сетевых магазинов начнется через 3-5 лет.
Тем не менее даже на таком низкоконкурентном рынке почти не развиваются российские сети. Украинские Патэрсоны проданы. Прекратил развивать бизнес в Украине «Перекресток». Он следующий кандидат на поглощение?
— Насколько я знаю, «Перекресток» будет сотрудничать с компанией «XXI Век» — открывать супермаркеты в ее торговых центрах. Собственник «Перекрестков» — российская Х5 Retail Group — большая компания. Она не сдастся. Планы у нее значительны, и я не думаю, что украинский рынок им неинтересен.
На открытие торгового центра уходит несколько лет. Можно предположить, что «Перекресток» даже в сотрудничестве с XXI Веком не сможет угнаться за лидерами рынка, открывающими по 20-30 супермаркетов за год.
— Значит, «Перекресток» будет развиваться пассивно.
Портрет ретейлера
ЗАО «Фуршет» владеет сетью одноименных супермаркетов. 100% акций компании принадлежат британской Anthousa Ltd., около 80% из них — основателю Фуршета Игорю Баленко и его партнерам, 20% — Auchan.
Оборот сети в 2007 году составил $870,7 млн,. Количество торговых точек в июне 2008-го — 86. Весной прошлого года, после продажи 20% акций Anthousa Ltd. французской группе Auchan, при участии французов были созданы две компании. Первая — «Ашан-Украина» (66% акций принадлежит Auchan, 19% — ЗАО «Фуршет», 15% — председателю наблюдательного совета ЗАО «Фуршет» Баленко). Эта компания будет открывать гипермаркеты и координировать операционную деятельность подразделений ретейла. Вторая — девелоперская компания «Иммошан-Украина» (50% акций принадлежит Auchan, 40% — Баленко, а 10% — третьему финансовому партнеру).
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?