Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Украина: Гречка - вредители указаны
АМКУ (Антимонопольный комитет Украины) нашел вредителей
Гречневый ценовой коллапс стал новостью номер один среди покупателей. Теперь же нашлись и виновники событий полуторагодовой давности
Скачок цен на гречку надолго запомнился гражданам
Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) оштрафовал восемь предприятий в целом на 590 тыс. грн. за антиконкурентные согласованные действия на рынке гречневой крупы. Как сообщают в Антимонопольном комитете, в частности, к ответственности привлечены такие субъекты хозяйствования, как «Родной продукт» (ТМ «Хуторок»), «Сельхозсервис» (ТМ «Фабрика круп»), ДП «Крупозавод Озерянка» (ТМ «Озеряночка»), «Сквирский комбинат хлебопродуктов» (ТМ «Сквирянка»), ЗАО «Нива» (ТМ «Добродия»), КП «Белоцерковхлебопродукт», фермерское хозяйство «Дар земли», ДП «Новоукраинский комбинат хлебопродуктов» ГАК «Хлеб Украины». Как установил АМКУ, с января по февраль 2010 г. указанные субъекты хозяйствования безосновательно одновременно повысили оптово-отпускные цены на гречневую крупу.
Такие действия предприятий, утверждают в комитете, привели к общему экономически необоснованному повышению цен на гречку и привели к ущемлению интересов потребителей. «В результате ответчики прекратили нарушения»,– сообщается в письме комитета.
Напомним, что прошлой зимой в Украине резко выросли цены на гречневую крупу – до 20-25 грн. Кабмин решил закупить гречку в Китае, после чего цены на крупу снизились до 16-18 грн. Однако китайская гречка оказалась не дешевкой. Предпродажная себестоимость продукта достигала почти $2100/т.
Аграрные аналитики объясняли дефицит на вполне обыденный продукт снижением урожая крупы из-за сокращения посевных площадей. «Еще одной причиной был ажиотаж, раздутый СМИ»,– говорит руководитель аналитического отдела консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник. «Сразу после окончания посевной кампании 2010 г. стало очевидно, что у нас будет дефицит гречки,– говорит Александр Ярославский, заместитель генерального директора Украинской аграрной конфедерации.– Причина – снижение посевных площадей, плюс снижение запасов на 70% на предприятиях, которые занимаются переработкой и хранением. Из урожая 2010 г. этим компаниям было реализовано только 6% гречихи. Остальная гречка была переработана на давальческих условиях, и сейчас проследить, где она и сколько ее, практически невозможно».
Причем элемент спекуляции производителями также не исключался. «Дорожало сырье, как следствие, участники рынка были вынуждены поднять цены на конечную продукцию, между тем некоторые, возможно, повысили ее более, чем требовалось для сохранения прежней рентабельности»,– отмечает эксперт аграрных рынков Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Роман Сластен.
Между тем в сговоре участников рынка аналитик сомневается. «Договориться можно двум-трем предприятиям, а вот восьми – уже гораздо сложнее»,– предполагает он. «Нельзя сказать, что причиной роста цен на гречку стал только лишь сговор производителей, если даже такой и имел место быть»,– говорит Мария Колесник.
Еще летом министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк пообещал, что в 2011 г. украинцы не будут ощущать дефицита гречки. В нынешнем году планируется собрать 655 тыс. т крупы, а это на 6 тыс. т больше, чем было за аналогичный период в прошлом году.
По прогнозам чиновника, гречка нового урожая будет стоить не больше 10-12 грн./кг. Между тем сегодня цена даже ниже, чем была до зимнего беспрецедентного роста. Тогда как, по данным УКАБ, сейчас в опте можно купить 1 кг гречневой крупы за 4 грн.
Однако история со счастливым концом и тоннами лишней гречки из Китая может повториться, но уже с другим главным героем – овсянкой.
Напомним, что с начала года овсяная крупа подорожала на 6 грн. – до 15 грн./кг, за один только май прибавив 4 грн. С дефицитом Украина столкнулась в разгар сезона уже в марте-апреле, за несколько месяцев до поступления на рынок нового урожая – запасы на 1 марта составляли всего 5,3 тыс. т, на 84% меньше, чем годом ранее.
И хотя чиновники уверяют в стабильности ситуации, гречневый опыт еще свеж в памяти.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.