Декоративное изображение
5 543

Поделиться

Уфа: «Пятерочкам» устроят «Байрам»

Универсамы «Салют-торга» перейдут под дружественный бренд. Переводом бывших «Пятерочек» под бренд «Байрам» займутся два оператора

Бывший франчайзи X5 Retail компания «Салют-торг», развивавшая в Башкирии сеть универсамов «Пятерочка», после расторжения договора с партнером переведет свою сеть под дружественный бренд «Байрам» (в переводе с башкирского «праздник»). Его развивает аффилированный с «Салют-торгом» розничный оператор «Торгмастер». Учитывая, что у компаний общий акционер, эксперты признают решение оптимальным.

О том, что бывшие универсамы «Пятерочка» в Башкирии перейдут под бренд «Байрам», рассказал вчера „Ъ“ директор «Салют-торга» Андрей Петров. По его оценкам, процесс перевода сетей под один бренд завершится до конца февраля. В январе федеральный ритейлер X5 Retail расторг с «Салют-торгом» договор концессии, по которому уфимский оператор имел эксклюзивные права на развитие бренда «Пятерочка» до конца 2012 года. Стороны объяснили разрыв взаимными договоренностями и пояснили намерениями развиваться самостоятельно. В «Салют-торге» (единственным владельцем компании является депутат госсобрания Ильдар Гарифуллин) признавались, впрочем, что расторжение договора с партнером было несколько поспешным. В компании рассматривали варианты перевода универсамов под новый бренд или под дружественный «Байрам». Под «Байрам» с 2008 года была переведена почти половина бывших «Пятерочек». В Х5 впоследствии утверждали, что это стало возможным из-за «ошибочной модели» договора, подписанного с уфимским франчайзи. Сегодня сеть «Байрам» включает 54 магазина в республике (в том числе 41 в Уфе), ее развивает компания «Торгмастер». По данным портала Картотека.Ru, единственным владельцем «Торгмастера» с уставным капиталом 500 тыс. руб. является физическое лицо Екатерина Андреева. Участники рынка, впрочем, утверждают, что обе компании подконтрольны Ильдару Гарифуллину, вчера это неофициально подтвердили и в самом «Торгмастере».

Андрей Петров объяснил решение о переводе магазинов под дружественный бренд в том числе узнаваемостью сети «Байрам», а также «тесными деловыми контактами» двух операторов. «Это был наиболее удобный и выгодный вариант»,– сказал он и добавил, что «пока стороны договорились только о совместном использовании торговой марки и объединении усилий по улучшению условий работы с поставщиками». Оперативное руководство сетью сохранят оба оператора: объединение юридических лиц затрудняет наличие у каждого из них долгосрочных договоров аренды помещений с муниципалитетами. «Договора подписывались на семь-восемь лет. Вряд ли будет полное объединение до завершения этих сроков»,– прогнозирует господин Петров. По его оценкам, формат магазинов меняться не будет, но изменится ценовая политика, поскольку «стоимость товаров в „Байраме“ ниже, чем была в „Пятерочках“«. Отношения с поставщиками у компаний останутся прежними, уточнил менеджер.

После перевода под «Байрам» 48 бывших магазинов «Пятерочка» его сеть расширится до 102 универсамов и станет крупнейшей в своем сегменте в регионе. Сеть ближайших конкурентов – «Матрицы» (оператор «Универсал-трейдинг») насчитывает 41 магазин в республике, федерального ритейлера «Магнит» – 66 магазинов, в том числе 21 в Уфе. При этом «Байрам» заметно уступает обоим конкурентам по глубине проникновения: федеральный ритейлер, как и «Матрица», представлен в 36 населенных пунктах республики, «Байрам» – в 13-ти.

«Объединение торговых сетей с сохранением юридических лиц – обычная практика для подобных случаев»,– отмечает руководитель департамента аналитики и маркетинга компании «Рейн Групп Недвижимость» Наталья Окотчик. «Несомненно, перевод под уже работающий бренд дешевле и эффективнее, чем создание и раскрутка бренда с нуля»,– полагает Анна Мишутина из ИК «Финам». Аналитик отмечает, что в данном случае подконтрольные одному акционеру компании преодолели «необходимость конкурировать друг с другом». «Укрупнение сети позволит существенно сократить издержки, в частности, расходы на логистику, оборудование, повысить эффективность расходов, получить лучшие возможности для закупок благодаря большим объемам и снизить потери из-за порчи продуктов за счет лучшего разбора», отмечает госпожа Мишутина, а кроме того, «объединение позволит снизить долю административных расходов в общем обороте компании». Наталья Окотчик полагает, что «если объединение под единым брендом окажется неудачным, операторы понесут меньшие убытки, и им будет легче разойтись». А эксперт «Финама» указывает, что сохранение двух операторов оставляет акционерам возможность с меньшими потерями «в дальнейшем перепродать часть или все магазины». «Объединение создаст хорошие условия для расширения экспансии и давления на конкурентов, но может вызвать вопросы у ФАС. Потребность в продаже части магазинов может возникнуть из-за требований антимонопольщиков и в случае, если отдельные магазины сети будут конкурировать друг с другом»,– отмечает аналитик. В том, что после объединения «Байрам» «сможет потеснить другие торговые сети, в частности, „Матрицу“«, сомневается Наталья Окотчик: «„Байрам“ может занять неплохую позицию, но, вероятно, будет брать количеством, а не качеством продукции».

Наталья Федорова, Наталья Павлова, ИД КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами