Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
УЭК получила высокую самооценку
Платежные системы борются за статус национальной
За неделю до финального решения по выбору базы для национальной платежной системы (НПС) конкуренция между претендентами на этот статус – Универсальной электронной картой (УЭК) и «Золотой короной» – обострилась до предела. В частности, теперь УЭК уверяет, что за два месяца почти вдвое повысила готовность к тому, чтобы стать базой для НПС. Но регулятору одних цифр недостаточно. Теперь ЦБ потребовал от систем доказать, что они действительно владеют тем, что продают.
О том, что оценка готовности УЭК стать базой для НПС выросла за два месяца на 75%, свидетельствуют материалы, разосланные участникам экспертной группы по выбору технологической основы НПС при ЦБ на прошлой неделе (есть в распоряжении “Ъ”). Как следует из документов, оценка готовности УЭК на 21 мая уже составляет 70%, хотя еще в начале апреля компания Accenture оценивала ее лишь в 40%. И, по оценкам аудитора, на доработки ей было необходимо как минимум полгода. В то же время «Золотая корона», по оценкам КПМГ, была готова на 80%.
Столь высокая оперативность УЭК в устранении недостатков, из-за которых первоначальная оценка оказалась столь низкой, опрошенных “Ъ” экспертов удивила. «Нами активно проводится плановая работа по развитию и повышению уровня зрелости платежной системы»,– отметили в УЭК, отказавшись детально комментировать внутренние документы рабочей группы ЦБ. Из документов, розданных участникам экспертной группы следует, что УЭК уже придумала, как обеспечить проведение операций в случае сбоев со стороны банков и повысить безопасность расчетов, в том числе и в интернете (2D-Secure), и даже «развернула резервный центр обработки данных».
Вместе с тем в Accenture заявили, что компания проводила только одну оценку готовности УЭК к тому, чтобы стать основой для НПС, и по итогам этого проекта оценка готовности составила 40%. «Повторный аудит УЭК действительно не проводился, 70% – это оценка самой УЭК по методике Accenture с учетом доработок, реализованных за прошедшее время»,– говорит собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией. «За это время “Золотая корона” тоже предприняла ряд мер по устранению выявленных в ходе аудита недоработок. Но вряд ли обе системы смогут полностью реализовать свои планы раньше осени»,– считает один из участников рабочей группы в ЦБ. «Чем больше мы изучаем документы, тем сильнее ощущение, что мы выбираем наименьшее из двух зол»,– говорит другой участник экспертной комиссии. В частности, по его словам, одна из проблем, которая пока не решена ни одним из претендентов, заключается в отсутствии развернутых промышленных решений – серверов для обработки 1,5–2 тыс. трансакций в секунду.
Впрочем, помимо технологических наработок регулятору важно, чтобы права на них были действительно отчуждаемыми. Вчера ЦБ потребовал от систем доказать, что права на все компоненты программного обеспечения (ПО), используемого ими, принадлежат им самим. В УЭК, в отличие от «Золотой короны», оперативной готовности предоставить оценки независимых юристов не проявили, рассказывают источники “Ъ”. В УЭК комментировать этот вопрос отказались. Из анкеты УЭК, направленной в рабочую группу, следует, что она не является разработчиком всех компонентов ПО. Помимо чипа разработки MasterCard УЭК пользуется решениями для платежного процессинга, предоставленными компанией «Опенвэй Сервис» (входит в бельгийский холдинг OpenWay), и имеет «предварительные договоренности» о правах на их передачу третьим сторонам. Насколько это устроит ЦБ, пока непонятно. «Если существует риск блокировки софта, то нужно как минимум попытаться найти полностью независимые российские аналоги»,– считает председатель НСФР Андрей Емелин.
Впрочем, немаловажным фактором может стать и цена, за которую системы будут готовы передать регулятору свои наработки. По сведениям “Ъ”, финансовое предложение от УЭК в ЦБ уже поступило. «Золотая корона» с ценой вопроса пока еще не определилась. Сами системы комментировать финансовую сторону отказались.
Ольга Шестопал, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.