Декоративное изображение
7 671

Поделиться

Учись вести себя в супермаркете

Поведение в супермаркете: нужно ли сдавать сумку в камеру хранения и оплачивать случайно разбитый товар

Супермаркет – огромный мир, в котором кипит своя жизнь. Однако живет он по общим законам, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ. Ниже приведены пять житейских дилемм, с которыми мы сталкиваемся практически ежедневно, и ответы на них согласно закону.

Надо ли сдавать сумку в камеру хранения?

Мы заходим в супермаркет, и нам настойчиво предлагают сдать сумку в камеру хранения. В то же время обычно здесь же, возле камер хранения, можно увидеть надпись о том, что за сохранность сданных вещей администрация ответственности не несет.

По закону покупатели не обязаны сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. В ситуации, когда покупатель сдал сумку в камеру хранения, то есть поместил самостоятельно ее в ячейку с номером, закрыв ее ключом, между магазином и потребителем заключается договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению вещей, условия которого регулируются ст. 886, 887, 902 ГК РФ.

Принуждать вас к заключению такого договора не может никто. Магазин об этом отлично знает. Заставляя сдавать сумки, работники нарушают принцип свободы заключения договора, который записан в статье 421 Гражданского кодекса.

Кроме того, охрана магазина не имеет права досматривать сумки покупателя ни на входе, ни на выходе, а также запрещать посетителю пройти на территорию магазина. Правда, администрация вправе в таком случае предложить бесплатно упаковать сумку посетителей в вакуумный пакет.

Что делать, если сработал магнитный детектор на выходе?

Магнитная рамка в магазинах может сработать от металлических и намагниченных мелочей в карманах, дисконтных карт и других предметов. А посему срабатывание детектора не может служить доказательством кражи.

Служба безопасности магазина не имеет права задерживать и обыскивать покупателя. Она может лишь вызвать полицию и попросить покупателя дождаться ее, но удерживать его силой сотрудники магазина не имеют права. За такое превышение полномочий по статье 203 УК РФ охраннику грозит лишение свободы до восьми лет.

Покупатель имеет право не дожидаться полицию и покинуть магазин, и максимум, что может предпринять охранник в такой ситуации, – это сопровождать покупателя и информировать полицию о его местонахождении.

Разрешен ли вход с детскими колясками?

Часто можно увидеть объявления с просьбой не заходить на торговую территорию с детской коляской, чтобы не мешать остальным покупателям.

Таким образом магазин ограничивает права молодых мам и инвалидов-колясочников. Нередко в таких случаях магазины в качестве аргументов предъявляют собственные уставы. Однако эти уставы являются внутренними документами и не могут применяться к покупателям. Выход из этой ситуации: сотрудник магазина должен присмотреть за колясками, пока молодые мамы приобретают товары, или сам по просьбе инвалида-колясочника принести необходимые товары к кассе.

Что делать, если неоплаченный товар случайно разбился?

Если покупатель случайно уронил и разбил бутылку или банку, то оплачивать ее стоимость он не обязан. Согласно статье 459 ГК до момента оплаты товара покупателем и получения чека собственником товара считается магазин, и именно он отвечает за все риски.

В случае причинения вреда с умыслом лицо обязано возместить ущерб. Доказательством может служить видеозапись того, что порча была преднамеренной. В таком случае магазин имеет право предъявить иск покупателю, например, за мелкое хулиганство.

Однако если покупатель не признает свою вину и отказывается возмещать ущерб, администрация магазина может взыскать стоимость товара только в судебном порядке. Тем не менее, как правило, администрации магазинов обращаются в суд за возмещением ущерба, только если он был существенным, тем более что в большинстве случаев риск случайной гибели товара уже заложен в саму его стоимость.

Как быть, если продавец отказывается принимать к оплате мелкие монеты или рваные купюры?

В этом случае кассир не прав, как и в случае отказа выдать сдачу с крупной купюры. Согласно письму № 104 Министерства финансов РФ магазины должны беспрепятственно принимать всю валюту РФ, которой и являются все эти деньги.

АлтаПресс.Ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами