Декоративное изображение
3 255

Поделиться

Участники рынка бытовой техники и электроники подписали декларацию прямого импорта

Вчера 29 крупнейших ритейлеров, оптовиков и производителей электробытовой техники подписали Декларацию прямого импорта бытовой техники и электроники, разработанную ассоциацией РАТЭК и согласованную с Федеральной антимонопольной службой. Документ является «джентльменским соглашением», цель которого построить новую модель импорта в России, основанную на заключении прямых контрактов производителей и продавцов. Члены соглашения довольны инициатива позволит повысить их конкурентоспособность и вытеснить из бизнеса множество мелких игроков, импортирующих товар по «серым» схемам. Однако по мнению экспертов, декларация неминуемо приведет к росту розничных цен на бытовую технику.

Декларация стала первой официальной попыткой крупнейших торговцев и производителей перевести рынок электроники и бытовой техники на новую модель ведения бизнеса. Суть этой модели состоит в построении системы прямых продаж и прямого импорта, основанной на заключении прямых контрактов на поставку товаров зарубежных производителей с российскими компаниями розничными торговцами и оптовиками.

«Документ является своего рода джентльменским соглашением, нацеленным на построение системы продаж по международным правилам», заявил на брифинге президент РАТЭК Александр Онищук. Иными словами, это означает, что подписавшие декларацию компании формально обещают друг другу отказаться от использования «серых» схем импорта товара с участием аффилированных офшорных компаний и соблюдать таможенные законы. «Мы хотим, чтобы правила импорта были одинаковы для всех торговых компаний», говорит председатель совета директоров торговой сети «Мир» Александр Кабанов.

Участники соглашения довольны инициатива позволит компаниям контролировать розничные цены, повысить их конкурентоспособность и вытеснить из бизнеса множество мелких игроков, импортирующих товар по «серым» схемам. По словам Михаила Степанова, директора по логистике компании DeLonghi, производящей климатическую бытовую технику, теперь в «прямых контрактах» будет содержаться пункт, согласно которому производитель будет обязан продавать свою продукцию только участникам соглашения. Однако каким образом будет осуществляться контроль за работой подписавших декларацию компаний, члены РАТЭК так и не смогли пояснить.

«Мы надеемся, что подписание декларации будет способствовать снижению рисков нашего бизнеса», говорит Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью торговой сети «Техносила». По ее словам, в ассортиментных матрицах торговых сетей присутствуют товары, которые производители не продают по прямым контрактам. «Мы как торговая сеть не будем отказываться от этих товаров, поскольку на них есть спрос. В будущем надеемся, что РАТЭК поспособствует тому, чтобы производители этих товаров также перешли на работу по прямым контрактам» добавляет г-жа Сенюк.

Вчера список подписавших декларацию ограничился 29 компаниями, среди которых были практически все крупные ритейлеры («Эльдорадо», «М.Видео», «Техносила», «Мир», MediaMarkt и др.), производители (Philips, Samsung, Olympus и др.) и дистрибьюторы («Мерлион», «Арканада» и др). Однако г-н Онищук подчеркнул, что список участников соглашения не закрыт и к декларации могут присоединиться другие компании, как российские, так и зарубежные. «Среди представителей российских и зарубежных производителей и торговых сетей нет идеологических противников перехода на прямой импорт», заключает г-н Онищук. Вместе с тем он заявил, что японские производители, хотя на словах и поддержали необходимость декларации, но не подписали документ. «У нас более длительные согласования документации, поэтому мы еще не готовы присоединиться к инициативе», пояснил РБК daily маркетинг-менеджер российского представительства Panasonic Александр Харин.

По мнению экспертов, если участники декларации сдержат слово, то это неминуемо приведет к росту розничных цен на технику. «К примеру, сейчас есть крупный поставщик, который покупает всю технику со склада в Финляндии или Германии, привозит ее в Россию. Потом товар покупают фирмы в России. Теперь предлагается всем поехать в Японию, Китай и Южную Корею, заключить контракты с заводами–изготовителями. Это расходы на доставку товара, согласование цен и поставок. Это сразу же отразится на розничных ценах», говорит ведущий специалист по внешнеэкономической деятельности компании СТМ Валерий Глыздов.

«Если подорожание товаров и произойдет, то незначительное и только по отдельным категориям товаров. Но с увеличением числа участников соглашения этот негативный момент быстро нивелируется», успокаивает Александр Кабанов из «Мира». Впрочем, старший юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Елена Белозерова полагает, что декларация может послужить искусственным толчком к росту цен. «Поставщики просто могут воспользоваться случаем и сослаться на увеличение расходов», заключает она.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами