Декоративное изображение
2 384

Поделиться

У российского авторынка сработали тормоза

А некоторые марки сдали назад

Рост российского авторынка в июле резко замедлился и составил всего 27%. Крупные игроки говорят, что посткризисный эффект отложенного спроса исчерпан. Кроме того, рост затормозили проблемы японских концернов — продажи Toyota, которые еще в марте росли на 168%, теперь упали на 11%. Продажи АвтоВАЗа тоже впервые после кризиса снизились на 3% во многом из-за завершения государственной программы утилизации.

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в России в июле. Второе полугодие рынок начал с существенного замедления роста — он составил всего 27% (до 224,6 тыс.) против 40% в июне. «Эффект отложенного спроса, возникший во время кризиса, уже практически исчерпан,— говорит президент «Фаворит Моторс» Владимир Попов.— Нормальный рост авторынка в мире составляет 5–7%, и рано или поздно мы выйдем на подобные показатели». По его оценкам, общий рост рынка в 2011 году составит «около 32%» с учетом того, что осенью продажи машин покажут традиционный сезонный рост. PricewaterhouseCoopers полагает, что российский авторынок вырастет за этот год на 35%.

Традиционно больше всего автомобилей (50,5 тыс.) в июле удалось продать АвтоВАЗу, но при этом впервые после кризиса продажи Lada упали — на 3%. Продажи завода начали замедляться с апреля, когда их рост составил всего 3%. В июле серьезнее всего (на 41%) упали продажи «классики», которая активно продавалась по завершившейся госпрограмме утилизации.

«Мы наблюдаем стабилизацию продаж,— уверяют на АвтоВАЗе.— Она была предсказуема. Более того, есть дефицит автомобилей Kalina: из-за подготовки к производству Lada Granta мощности по выпуску ограничены. Мощности по выпуску Lada 4х4 исчерпали потенциал роста, по Priora наблюдается нехватка самых ходовых комплектаций. Выпуск «классики» снижен в связи с переводом производства на ИжАвто».

Среди иномарок лидером рынка остается Chevrolet, который показал рост в 76%, до 15,8 тыс. машин. Renault в июле уступил второе место Kia. Быстрее всего росли продажи Volkswagen — на 115%, до 11 тыс. проданных машин. По мнению Михаила Пака из ИК «Атон», рост продаж во многом сформировал высокий спрос на модель Polo. Зато серьезно ухудшились показатели японских брендов. В марте, например, продажи Mitsubishi выросли на 171%, а Toyota — на 168%. Но после весенних катаклизмов в Японии, последствия которых автомобильный рынок ощутил в полной мере только летом, ситуация резко изменилась. В июле продажи Toyota упали на 11%, Mitsubishi показал рост всего в 29%, Nissan вырос на 55%, Suzuki — на 12%, Honda — на 4%.

«Спрос на автомобили Toyota не падает, но у дилеров не хватает машин, чтобы удовлетворить его, в основном очереди на внедорожники»,— сообщили «Ъ» в Toyota. В компании утверждают, что ситуация исправится со второй половины августа, когда будут новые поставки из Японии. «На рынке действительно недостает определенных комплектаций некоторых японских моделей, причем зачастую это самые популярные — внедорожники Rav4, Land Cruiser, Highlander»,— подтвердила «Ъ» глава департамента корпоративных коммуникаций группы «Рольф» Мария Заикина. Но компания не планирует менять годовой прогноз продаж японских брендов: «Мы верим, что недостаток машин будет компенсирован в четвертом квартале».

Также падение продаж на 8% показал французский Peugeot. Владимир Попов полагает, что в памяти покупателей остался «негативный след от старых проблем с автоматической коробкой». «Кроме того, на Peugeot сказываются проблемы японских поставщиков электроники, компания ощущает нехватку комплектующих»,— добавляет он, полагая, что это стало причиной «крайней скудности поставок Peugeot по импорту».

По мнению Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», замедление темпов роста авторынка «вполне нормально и предсказуемо». «Все ждали восстановления рынка после кризиса лишь к 2013 году, а оно произошло быстрее»,— поясняет аналитик. Он считает, что «после завершения программы утилизации рост продаж АвтоВАЗа будет колебаться около нулевого уровня», однако с запуском новой Lada Granta к концу года они могут снова начать расти. С этим согласен Иван Бончев из Ernst & Young, который добавляет, что сейчас главная цель АвтоВАЗа — поддержать продажи с помощью Granta до запуска остальных автомобилей на платформе В0. Михаил Пак добавляет, что «реальный эффект от завершения программы утилизации мы увидим только к сентябрю». По его оценкам, до конца лета продажи японских машин также продолжат замедляться, потому что «люди боялись покупать их, в частности, опасаясь будущей нехватки комплектующих на сервисах и проблем с обслуживанием».

Егор Попов, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами