Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
У россиян улучшилось потребительское настроение
У российского покупателя добавилось оптимизма – улучшение потребительских настроений в контексте COVID-19 наблюдается по всем показателям, но тратить больше все еще не готовы – по 90% категорий сохраняется снижение заинтересованности в совершении покупки. BCG и исследовательский холдинг «Ромир» представляют второй срез исследования потребительских настроений: «Российские потребители – новая реальность».
Фото: pexels
Первый срез показал, что российские потребители воспринимали менее серьезно, чем представители других развивающихся стран, как сам вирус, так и его влияние на жизнь. По результатам второго среза можно говорить, что уровень тревожности потребителей в России сократился еще сильнее.
«Наше исследование показало, что люди утомлены карантином и мечтают вернуться к обычной жизни – уже в ближайшие месяцы потребители намерены постепенно возвращать свои расходы на обычный уровень», – отмечает управляющий директор и партнер BCG, руководитель экспертной практики по потребительским товарам и розничной торговле в России и СНГ Иван Котов.
По мере снятия ограничений более половины опрошенных планируют вернуться к докризисному уровню трат в таких категориях как продукты питания, одежда и обувь, а также косметика. Более того, уровень тревожности в отношении сильнее всего пострадавших сегментов – путешествий, развлечений и походов в ресторан – снизился наиболее радикально, на 7–10%.
«Из новых трендов особо хочется выделить продажи через онлайн-каналы – они явно будут иметь успех и после пандемии. Если говорить о категориях населения, на которые стоит ориентироваться, впервые за долгое время наиболее перспективными с точки зрения увеличения потребления сейчас выступают люди от 45 до 60 лет», – добавил Иван Котов.
Представители всех возрастных групп намерены сократить расходы в ближайшие полгода, однако к бэби-бумерам это относится в меньшей степени. В целом, в России потребители снижают траты более активно, чем на других развивающихся рынках. Чистое падение спроса прогнозируется в ближайшие шесть месяцев в ~95% категорий; больше всего ожидаемо пострадают досуговые услуги и общественный транспорт.
В отношении потребительских товаров стремление тратить меньше в половине случаев объясняется двумя ключевыми причинами — снижением дохода и наличием ранее заготовленных запасов. Увеличение затрат среди некоторых потребителей связано преимущественно с ожидаемым повышением цен и стремлением накопить запасы.
В целом потребительские тренды во многом формируются на ожиданиях падения собственных доходов и повышения цен. Эти факторы как значительные респонденты обозначили в таких категориях как продовольственные товары, товары длительного пользования, развлечения и отдых.
С точки зрения каналов продаж электронная торговля, очевидно, лидирует среди всех прочих каналов: потребители быстро привыкли к онлайн-шопингу. При этом спрос во всех прочих каналах снижается, особенно – в торговых центрах. Даже после снятия ограничений риск заражения вирусом и неуверенность потребителей в стабильности своих доходов, скорее всего, продолжит негативно влиять на офлайн-торговлю.
«В этих условиях выигрывают маркетплейсы, такие как OZON, Wildberries или «Беру», чистая разница в заинтересованности совершения покупки на подобных площадках по нашим наблюдениям составила +12% по Москве и +1% в целом по России. Стремясь минимизировать контакт с другими людьми, потребители предпочитают покупать все в одном месте и экономить на стоимости доставки. Также люди рассчитывают, что агрегаторы смогут обеспечить для них наилучшую цену за счет различных промоакций и скидок», – отмечает партнер в Московском офисе BCG Максим Бахтин.
«Наши прогнозы на основании первой части данного исследования о том, что сознание потребителя после окончания пандемии уже никогда не будет прежним, полностью подтвердились. Если в апреле шла «компенсация» после социальной паники, то сейчас идет оптимизация потребления и поведения, некая рационализация отношения, стремление восстановить свой прежний уровень доходов и переживания о кризисе, а не страх вируса. Уже сейчас мы видим, что такие понятия как социальная дистанция и избегание общественных мест, онлайн-медицина, бесконтактная доставка и чистота, прочно войдут в новые стандарты потребления, а часть покупок все равно так и останется в e-commerce. В целом, в России потребители сокращают свои расходы больше, чем на других развивающихся рынках», - считает Инна Караева, исполнительный директор исследовательского холдинга «Ромир».
Ранее сообщалось о том, что выручка малого бизнеса выросла в мае на 27%.
Кроме того, Wildberries продал в 3,5 раза больше товаров в мае 2020 г.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?