Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
У продуктового ритейла большой потенциал развития в РФ
Крупные компании-ритейлеры имеют много возможностей для развития и расширения своего бизнеса на российском рынке. Однако некоторые его участники опасаются, что новый закон о торговле в случае его принятия значительно ограничит возможности для развития в РФ. Французский ритейлер Carrefour решил выйти с российского рынка и продать подконтрольные ему в РФ магазины. Такие данные содержатся в распространенном отчете об объеме продаж компании за III квартал 2009г. Руководство Carrefour считает, что в среднесрочной перспективе у компании в России отсутствуют возможности существенного органического роста или поглощений, которые могли бы позволить ей занять лидирующие позиции в стране. В связи с этим ритейлер намерен продать свой бизнес в России, представленный сейчас двумя магазинами в Краснодаре и Москве. Первый был открыт в 2008г., московский - в июне 2009г. Строительство столичного магазина, расположенного в торговом центре "Филион", обошлось Carrefour в 8 млн евро. Объем продаж Carrefour за девять месяцев 2009г. сократился на 2,3% - до 70,18 млрд евро против 71,82 млрд евро за аналогичный период годом ранее. При этом по итогам III квартала 2009г. объем продаж компании упал на 2,9%, составив 24,02 млрд евро (годом ранее - 24,72 млрд евро). Ритейлер сообщил также, что в III квартале он открыл 197 новых магазинов общей торговой площадью 283 тыс. кв. м. Аналитики ИБ "КИТ Финанс" не исключают, что причиной опасений французов стал и законопроект о торговле, находящийся на рассмотрении в Госдуме, который предполагает ограничения масштабов экспансии розничных сетей в России путем снижения порога доминирования в границах региона или муниципальной области до 25% или даже 15%, после которого ритейлеру запрещается открывать или покупать новые магазины в этом регионе. "Можно предположить, что эта новость также сводит на нет спекуляции на тему вероятной покупки Carrefour "Седьмого Континента", - заключают эксперты. По мнению директора по развитию департамента корпоративных финансов ИФК "Метрополь" Максима Розенблита, вряд ли Carrefour сможет вернуться в Россию вновь, во всяком случае в обозримом будущем. Даже если это и произойдет когда-нибудь, то цена входа на рынок РФ будет крайне высокой. Эксперт "Метрополя" считает, что французская компания не смогла воспользоваться ситуацией, которая была на российском рынке в течение последнего года. "Было достаточно возможностей как для входа в одну из существующих сетей, так и для приобретения ряда хороших участков под новое строительство на крайне выгодных условиях. Однако руководство Carrefour не смогло использовать все преимущества кризисного периода и теперь покидает Россию, так и не начав работать здесь в полную силу", - констатирует специалист. Аналитик Газпромбанка Рустам Шихахмедов напоминает, что вопрос продажи своего бизнеса на развивающихся рынках Carrefour рассматривал еще в сентябре, после встречи менеджмента с акционерами сети. Однако такого исхода многие участники рынка, по словам эксперта, не рассматривали. Эксперт считает новость о решении Carrefour выйти с российского рынка нейтральной для рынка продуктовой розничной торговли в стране, который, по словам Р.Шихахмедова, сохраняет большой потенциал развития в связи с все еще низким уровнем проникновения современного формата розничной торговли в регионах. Между тем другой крупный ритейлер, X5 Retail Group, предпринимает усилия для наращивания своих позиций на российском рынке. По итогам III квартала 2009г., согласно отчетности компании, число покупателей в магазинах-дискаунтерах продолжило расти, а в гипермаркетах – прекратило снижаться. При этом, однако, увеличение средней суммы чека в обоих случаях замедлилось. По оценке аналитиков ИК "Тройка Диалог", доля X5 на рынке увеличилась с 3,2% в III квартале 2008г. до 3,7% в III квартале 2009г. благодаря ускоренному расширению торговых площадей. Эксперты полагают, что с повышением доверия потребителей рост средней суммы покупки в 2010г. ускорится. "С учетом этого, а также значительного притока покупателей в текущем году акции X5 дают привлекательную возможность сделать ставку на восстановление российской экономики", - говорят эксперты. В магазинах "Пятерочка" число покупателей по итогам III квартала 2009г. увеличилось на 12%, сопоставимые продажи поднялись на 16%. Таким образом, эти магазины являются мощным источником роста для X5, позволяя ей завоевывать долю рынка даже в условиях снижения доверия потребителей. Особенно это заметно в регионах, где число покупателей увеличилось на 17%, отмечают эксперты "Тройки". Кроме того, X5 Retail Group, по всей вероятности, получит разрешение ФАС на приобретение сети магазинов "Патэрсон". Однако ФАС даст разрешение на эту сделку при условии, что после ее завершения X5 продаст магазины "Патэрсон" в Санкт-Петербурге (возможно, через полгода), чтобы не допустить наращивания и без того доминирующих позиций на рынке. По информации ФАС, в настоящее время Х5 контролирует уже 35% петербургского рынка. Из 80 принадлежащих компании "Патэрсон" магазинов 11 находятся в Санкт-Петербурге. Аналитик UniCredit Securities Наталья Смирнова считает новость об условиях ФАС положительной для X5, поскольку она несколько проясняет требования ведомства к данному приобретению. Кроме того, она также указывает на возможные пути расширения и приобретения других сетей крупными ритейлерами, не нарушая предлагаемую новую редакцию ст. 16 проекта закона "О торговле", которая ограничивает дальнейшее расширение компаний, чья доля на рынке превышает 25% в одном регионе, отмечает эксперт. Carrefour SA - второй по рыночной капитализации ритейлер после американской Wal-Mart Stores, сочетает разнообразные форматы магазинов: гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, круглосуточные и мелкооптовые магазины. В сентябре 2008г. компания сообщала о намерении инвестировать в течение пяти лет 100 млн долл. в создание сети гипермаркетов в Краснодарском крае, а также собиралась открыть магазин в Липецке. Quote.ru
Интервью
Подробно об инфраструктуре и развитии сервиса, СТМ, франшизе и новых проектах.