Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 798
Поделиться
У "Евросети" зашкалила EBITDA
Крупнейший российский сотовый ритейлер "Евросеть" за квартал увеличил рентабельность по EBITDA более чем в два с половиной раза — с 4 до 10,8% при среднем показателе по отрасли 2% (данные за 2008 год). Такой рентабельности могут позавидовать куда более благополучные продуктовые ритейлеры, удивляются эксперты. Столь высокие показатели они берутся объяснить исключительно особенностями учетной политики "Евросети".
В сообщении "Евросети" (3,7 тыс. салонов связи; 50,1% принадлежат Александру Мамуту, 49,9% — "Вымпелкому") говорится, что выручка компании в третьем квартале 2009 года по
МСФО
составила 15,25 млрд руб.— это на 30% больше показателя второго квартала и на 20% больше, чем в первом квартале. Чистая прибыль составила 1,2 млрд руб., во втором квартале — 564 млн руб., в первом квартале был чистый убыток в размере 2,7 млрд руб. Рентабельность по EBITDA составила в третьем квартале 10,8%. При этом в первом и втором кварталах она была равна 0,1 и 4% соответственно.
Президент "Евросети" Александр Малис поясняет, что самыми важными факторами, повлиявшими на прибыльность, стали изменение товарной матрицы и снижение издержек, в том числе за счет сокращения офисных работников с 7 тыс. до 3 тыс. человек и затрат на арендную плату.
Эксперты удивлены рентабельностью "Евросети", но оценивают данные компании скептически. "Я не очень верю в реальность этих цифр, не имея аудированной отчетности перед глазами. Я не помню, чтобы кто-то из продавцов электроники так быстро увеличивал маржинальность. EBITDA margin на уровне 5% является отличной для этого бизнеса",— сомневается директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Рентабельность по EBITDA у сотовых ритейлеров не превышает в среднем 2%, рассказывали ранее представители этих компаний. Во многом именно это обстоятельство в совокупности с разразившимся в прошлом году финансовым кризисом привело к краху ряда независимых ритейлеров (Dixis, "Цифроград", "Беталинк" и другие).
Господин Кривошапко предполагает, что на маржинальности "Евросети" могли отразиться какие-либо платежи от операторов, которые, вероятно, "были неправильно учтены". "Я не стал бы рисковать репутацией ради "фотографии в газете"",— возражает Александр Малис. "Напротив, наша учетная политика, которую мы переняли у "Вымпелкома", заметно строже, чем была раньше. Если считать по-старому, то наша рентабельность по EBITDA в третьем квартале составила около 14%",— уверяет господин Малис.
Таких показателей рентабельности нет даже у куда более благополучных продуктовых ритейлеров: самая высокая рентабельность бизнеса среди продуктовых сетей у Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и другие) и "Магнита" — 8,6 и 9,7% соответственно (данные за второй квартал этого года).
Руководитель отдела по связям с общественностью сотового ритейлера "Связной" (EBITDA margin по итогам 2008 года — 3,36%) Елена Ноготкова и руководитель отдела корпоративных коммуникаций розничной сети МТС Очир Манджиков полагают, что столь высокие показатели "Евросети" объясняются тем, что на второе полугодие традиционно приходится рост продаж сотовых телефонов, а также фактором восстановления рынка в целом.
Бывший гендиректор "Евросети" Сергей Ющенко (покинул компанию летом этого года) говорит, что низкий показатель рентабельности сети в первом квартале связан с тем, что компания получала комиссию только от "Вымпелкома", во втором квартале показатели выросли в том числе за счет поступления комиссии от "МегаФона" и за счет роста количества проданных контрактов. Показатель EBITDA margin "Евросети" по итогам 2009 года он прогнозирует на уровне 5-7%.
Ъ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?