Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Тюмень и Екатеринбург лидируют по вводу торговых центров
Девелоперы разъехались по провинциям
Снижение темпов строительства не мешает шведской группе IKEA оставаться крупнейшим в России собственником недвижимости. В прошлом году компании в 11 регионах страны принадлежало 1,7 млн кв. м, пригодных к аренде. Остальные 13,1 млн кв. м торговой недвижимости делят между собой российские и турецкие компании. Но в отличие от прежних лет, когда крупные объекты строились только в Москве и Санкт-Петербурге, сейчас девелоперы охотно идут в регионы.
В 2013 году в России было введено примерно 2,5 млн кв. м. торговых площадей, из них только 22% пришлись на Москву (около 500 тыс. кв. м) и Санкт-Петербург (320 тыс. кв. м). Это следует из подсчетов, предоставленных “Ъ” агентством «Infoline-Аналитика». Среди региональных лидеров по объему ввода торговой недвижимости оказались Тюмень (240 тыс. кв. м), Екатеринбург (198 тыс. кв. м), Белгород (150 тыс. кв. м) и Уфа (134 тыс. кв. м). По данным компании «Магазин магазинов», объем ввода торговых площадей в 2013 году составил 1,2 млн кв. м., уровень прироста составил 10%. Среди крупных объектов, открывшихся в прошлом году,– «МегаГринн» (150 тыс. кв. м) в Белгороде, «Акварель» (122 тыс. кв. м) в Волгограде, «Планета» (134 тыс. кв. м) в Уфе, «Аура» (122 тыс. кв. м) в Ярославле и «Аэро Парк» (121 тыс. кв. м) в Брянске.
В 2013 году лидером по объему ввода торговых площадей оказалась группа «Ташир» Самвела Карапетяна – пять центров общей площадью 260 тыс. кв. м. Группа также считается одним из самых крупных владельцев торговой недвижимости в стране: в ее портфеле 755 тыс. кв. м арендопригодных площадей. На втором месте – корпорация «Гринн» курского бизнесмена Николая Грешилова – 150 тыс. кв. м (общий объем портфеля 284 тыс. кв. м), на третьем австрийский холдинг Immofinanz – 146 тыс. кв. м (всего 294 тыс. кв. м). Другие крупные региональные застройщики – «Росевродевелопмент» Сергея Гришина – 134 тыс. кв. м, турецкий холдинг Renaissance Development – 122 тыс. кв. м и принадлежащий французской Auchan «Иммошан Россия» – 121, 8 тыс. кв. м. Шведская IKEA, владеющая в России 1,7 млн кв. м, по-прежнему возглавляет рейтинг крупных владельцев торговой недвижимости, хотя в последние годы компания сократила объемы строительства.
Уровень обеспеченности торговыми площадями в регионах традиционно низкий. По данным «Магазина магазинов», в городах-миллионниках – 259 кв. м на 1 тыс. человек, в городах с населением от 500 тыс. человек – 172 кв. м, в городах, где проживает от 300 тыс. человек,– 126 кв. м.
В среднем по России рост арендных ставок составил примерно 5–7%, в Москве цены выросли более существенно, на 10–15%, говорится в исследовании InfoLine. «В Москве все торговые центры открываются с минимальной долей вакантных площадей, в регионах ситуация другая: например, в уфимской “Планете” в 2013 году были свободны 15–20% помещений, в ярославской “Ауре” – 10%»,– отмечает руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазина магазинов» Андрей Васюткин.
Общий объем торговой недвижимости в России сейчас составляет 14,8 млн кв. м. На 2014 год запланирован ввод еще примерно 2 млн кв. м. При этом 50% из них готовятся к открытию в городах с населением менее 1 млн человек. По мнению господина Васюткина, наиболее перспективными для девелоперов в будущем станут Владивосток, Хабаровск, Томск, Новокузнецк, Кемерово, Ставрополь, Пятигорск и Пермь – в этих городах фактически нет крупных торговых объектов, несмотря на довольно высокий уровень жизни.
Александра Мерцалова, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?