Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Тяжесть школьных портфелей легла на плечи родителей
Сегодня за парты в российских школах сядут 13,5 млн детей, из них 1,5 млн пойдут в первый класс. К началу учебного года социологи подсчитали расходы родителей на сборы детей в школу. По данным ФОМ, средняя семья потратит на покупки 5098 рублей. Московский департамент торговли и услуг оценивает расходы родителей в 8,7 – 9,7 тысяч рублей. А согласно опросу на сайте Общественной Палаты РФ, средние траты мам и пап составят 8,5 – 12 тысяч рублей. Самый увесистый пункт расходов – школьная форма: на нее россияне тратят 3-5 тысяч рублей.
Однако, по данным свежего опроса ВЦИОМ это вполне легитимная трата: 66% российских родителей одобряют введение формы (в основном из соображений социального равенства и дисциплины). А 6% считают, что единообразная школьная одежда даже помогает сэкономить на гардеробе ребенка. Сами школьники в этом вопросе готовы поспорить с родителями: по данным маркетологов Synovate Comcon, 40% российских детей (и 52% подростоков 13-15 лет) относятся к форме негативно.
Расходы родителей на сборы в школу растут с каждым годом: по оценкам столичных чиновников, минимальный набор товаров, необходимых московскому школьнику, за год подорожал почти на треть. Однако некоторые довольно весомые статьи расходов постепенно исчезают из родительских бюджетов. По данным ВЦИОМ, за последние 5 лет сдавать деньги на ремонт школы приходилось 50% российских родителей, против 70% в 2004 году, а дополнительные учебно-методические материалы оплачивали 43% семей против 59% девятью годами ранее.
Начало учебного года – существенная нагрузка для родителей во всем мире. По данным ФОМ, 53% российских родителей находят соответствующие траты слишком большими. В Мексике, по данным местной Федерации потребителей, цены школьных принадлежностей бьют по бюджету 68% семей. Канадские социологи Pollara рапортуют о 18%-м росте расходов на школьные товары по сравнению с 2012-м годом, Ассоциация потребителей Италии – о росте на 2,5- 6%, испанцам начало этого школьного года обойдется на €45 дороже предыдущего. Дубайские родители, по данным Gulf Times, сетуют на рост цен на рюкзаки на 48% и канцтоваров на 18%. О сокращении расходов на $55 по сравнению с 2012 годом сообщает лишь Национальная федерация ритейлеров США, однако и по их данным 8 из 10 родителей вынуждены экономить на школьных товарах (в основном, сравнивая цены в интернете).
Тем, кому необходимо существенно сократить траты, местные эксперты рекомендуют подготовить к началу учебного года лишь необходимый минимум канцтоваров – и докупить все остальное на распродажах, стартующих уже спустя неделю после начала занятий. Впрочем, возвращаться в магазины школьных товаров в течение года приходится даже тем родителям, кто приобрел все и сразу. По данным американских социологов, 80% детей в течение прошлого года теряли что-либо из школьной одежды и принадлежностей: как правило, это перчатки, шапки и канцтовары – но 14% школьников умудрились потерять и рюкзаки. А согласно опросу родителей из Объединенных Арабских Эмиратов, их дети чаще всего теряют канцтовары, ланчбоксы и учебники.
Как растут траты родителей на сборы детей в школу
Инфографика © Наталья Ренская, «Маркер»
Анна Полюхович, Елена Филиппова, «Маркер»
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.