Декоративное изображение
3 085

Поделиться

Цены на Lada резко растут на фоне падения продаж

На фоне продолжающегося падения продаж АвтоВАЗ за первое полугодие резко повысил цены на свои автомобили. В сегменте самых дешевых машин сильнее растет только стоимость Chevrolet Aveo. При этом доля АвтоВАЗа на рынке продолжает падать. По итогам января—июня она опустилась на 18,5% в количественном выражении, в денежном завод не занимает и 10%. По мнению аналитиков, повышение цен продолжится из-за роста издержек, но оно может лишь усугубить ситуацию.

АвтоВАЗ, продажи которого падают десять месяцев подряд, оказался среди лидеров рынка в самом бюджетном сегменте по повышению цен на автомобили за первое полугодие, следует из аналитической справки самой компании (копия есть у “Ъ”). В документе говорится, что «минимальные розничные цены с учетом всех действующих скидок» на Lada Samara за январь—июнь выросли на 12,7%, до 270,3 тыс. руб., на Lada-2107 — на 9%, до 213,6 тыс. руб., на Lada Priora — на 6,3%, до 331 тыс. руб., а на Lada Kalina — на 4,7%, до 287,9 тыс. руб. При этом, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за первое полугодие продажи этих моделей упали на 40%, 71%, 13% и 7% соответственно.

На большее повышение минимальной цены в сегменте моделей стоимостью до 500 тыс. руб. решился лишь Chevrolet — стоимость Aveo за полгода выросла на 14,3%, до 444 тыс. руб., пишут аналитики АвтоВАЗа. Впрочем, на другие недорогие модели в базовых комплектациях (Lacetti и Spark) Chevrolet увеличил цены лишь на 2,5%. Остальные автопроизводители тоже повысили цены на самые дешевые модели в среднем на 2–5%. Например, минимальная цена самой продаваемой на российском рынке иномарки Hyundai Solaris увеличилась на 2,8%, до 445 тыс. руб. Renault и Nissan, которые скоро получат контрольный пакет АвтоВАЗа, тоже не решились резко поднимать цены: например, Logan подорожал на 2,5%, до 338 тыс. руб., а минимальная цена Nissan Almera выросла на 3%, до 479 тыс. руб.

На этом фоне доля АвтоВАЗа на российском рынке продолжает падать. Из отчета следует, что по итогам первого полугодия она в количественном выражении составила 18,7% против 24,9% за аналогичный период 2011 года. Несмотря на повышение цен, доля рынка АвтоВАЗа в денежном выражении тоже сократилась до 7,5%. «Денежный объем рынка автомобилей Lada по итогам шести месяцев 2012 года составил порядка 78,1 млрд руб., что на 5,5% ниже показателя аналогичного периода 2011 года»,— говорится в отчете. Рынок у АвтоВАЗа забирают иномарки — их доля увеличилась до 80% в количественном выражении и до 91,6% в стоимостном, превысив 953,5 млрд руб.

Директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков говорит, что причиной подорожания Lada стало как раз «снижение объемов выпуска автомобилей некоторых моделей текущего модельного ряда при росте цен на комплектующие и сырье», что «привело к увеличению доли постоянных затрат на автомобиль». Лучше всего машины АвтоВАЗа продаются там же, где и производятся,— на Приволжский ФО пришлось 43,1% продаж Lada за полгода. За ним идут Центральный и Сибирский ФО, где продано 19,6% и 9,1% машин соответственно. Продажи на Дальнем Востоке, куда завод возит машины бесплатно, по-прежнему ничтожно малы — 0,7% от общего объема, или 1,7 тыс.

Самыми популярными моделями АвтоВАЗа остаются Kalina и Priora, но их продажи за полгода упали на 7% и 13%. Новая Granta, которая должна поддержать продажи, пока уступает рынок Ford Focus и Hyundai Solaris. В отчете АвтоВАЗа подчеркивается, что Granta лидирует в России среди автомобилей в кузове седан, но одновременно говорится, что «в последние годы при стабильном спросе на хетчбэки доля седанов на рынке снижается, а доля универсалов растет». В июле АвтоВАЗ начал продажи универсала Largus (1,2 тыс. за полмесяца).

Всего за этот год АвтоВАЗ рассчитывает произвести около 140 тыс. Granta и 27 тыс. Largus, но пока не вышел на плановый объем. На заводе это объясняли в первую очередь проблемами с поставщиками комплектующих и «жестким контролем качества». Игорь Буренков сообщил “Ъ”, что планы по Granta и Largus сохраняются. Объемы выпуска Granta будут увеличены, в том числе за счет организации сборки в Ижевске и освобождения мощностей из-за перевода окраски Largus в новый цех. Дилерам Granta и Largus по-прежнему не хватает — источники “Ъ” на рынке подтвердили, что «очереди на машины сохраняются». При этом минимальная цена Granta выросла за полгода на 4,4%, до 239 тыс. руб., а в июле АвтоВАЗ поднял ее еще на 7,3%, до 259 тыс. руб.

Инвестиционный директор SI Capital Partners Иван Бончев согласен, что АвтоВАЗ вынужден повышать цены из-за роста издержек. «Это неизбежно, но происходит одновременно с падением продаж и потерей доли рынка, а совмещение двух этих факторов явно скажется негативно на показателях компании»,— считает эксперт. По его мнению, единственный выход из сложившейся ситуации для АвтоВАЗа — «запуск новых моделей и быстрое увеличение объемов их производства».

Егор Попов

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами