Декоративное изображение
3 618

Поделиться

Цены на черные сорта чая могут вырасти до беспрецедентно высокого уровня

По прогнозу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в ближайшее время цены на черные сорта чая могут вырасти до беспрецедентно высокого уровня из-за одновременной засухи в Индии, Кении и на Шри-Ланке — странах, на которые приходится половина мирового экспорта. Уже понятно, что природный катаклизм приведет к значительному сокращению поставок по сравнению с прошлым годом.

В интервью газете The Financial Times эксперт ФАО Кайсон Чан (Kaison Chang) рассказал, что сезон дождей в Кении, обычно длящийся с марта по май, до сих пор не начался. В связи с этим кенийские власти прогнозируют сокращение экспорта чая на 5% в текущем году — до 328 тысяч тонн. Однако он отметил, что: «Основные проблемы создаст снижение производства чая на Шри-Ланке до минимума за 7 последних лет. Это произойдет из-за засухи и резкого подорожания удобрений. А Шри-Ланка является крупнейшим экспортером чая в мире».

Не только неурожай будет способствовать повышению цен. Предполагается, что сохранят прошлогодние мировые тенденции: превышение спроса на чай над предложением и увеличение потребления этого продукта. По предварительным оценкам экспертов ФАО, потребление чая в мире выросло в 2008 году на 4,8% — до 3,85 млн тонн, а производство увеличилось всего на 1,2% — до 3,78 млн тонн.

Несмотря на то, что Россия в списке импортеров чая находится на первом месте, эксперты рынка считают, что снижение производства в Индии, Кении и на Шри-Ланке на нашем рынке серьезно не скажется.

«Чай — агрокультура, безусловно, зависящая от климатических факторов, что не меняется на протяжении многих веков,— поясняет в интервью BFM.ru генеральный директор Российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе») Рамаз Чантурия. — Но чай выращивается практически на всех континентах — в 37 странах. И в Латинской Америке, и в Африке, и в Азии». По его мнению, основные страны-импортеры безусловно влияют на мировое ценообразование, но вместе с тем широта географии производства чая настолько велика, что остальные страны-производители, воспользовавшись дефицитом, постараются произвести максимально большее количество чая, чтобы затем продать его на мировом рынке. Рамаз Чантурия отмечает также, что на сегодняшний день те климатические изменения, которые происходят в вышеназванных странах, нельзя назвать катастрофическими, то есть «прогнозы представителя ФАО немного преждевременны».

Не стоит забывать и о том, что эксперт ФАО говорит о ценах на сырье, а «мы на российском рынке говорим о цене на расфасованный, упакованный чай, — добавляет генеральный директор «Росчайкофе».– В конечной цене чая на полке магазина себестоимость сырья занимает не более 30%. Все остальное — переработка, стоимость рабочей силы, упаковка и маржа ритейлера. На нашем рынке основным фактором, влияющим на рост цен, пока является алчность розничных сетей».

По мнению Рамаза Чантурии цены на чай в рознице все же могут вырасти, но несущественно. Ценник растет еще и потому, что в России повышается стоимость привлекаемых ритейлерами и импортерами кредитных средств. Однако, по мнению директора по развитию компании «Бизнес Статистика» (BusinesStat) Дениса Молчана, в кризисное время поставщики со своей стороны будут стараться сдерживать рост.

Исследование, недавно проведенное BusinesStat, показало, что с начала декабря цены выросли на 6–7%. Отчасти эту тенденцию эксперты объясняют девальвацией рубля.

В целом же прогнозы по рынку положительные. Как рассказал Денис Молчан, последние несколько лет рынок чая переживал стагнацию. «Емкость рынка была полностью насыщенна, а из-за роста доходов потребители переключались на другие виды напитков».

По данным BusinesStat, в 2007 году объем рынка в натуральном выражении снизился на 6%, а в 2008 — на 2%. Но за счет роста цен падения на рынке в денежном выражении не наблюдалось: за год цены увеличились на 21%. А в 2008 году цены поднялись еще на 20%, продажи же чая в составили 92 млн рублей.

Сейчас, по мнению исследователей, за счет обратного переключения потребителей на чай, например, с соков, рынок будет расти. Схожий прогноз дает и Рамаз Чантурия: «Экономя средства, потребители станут сокращать потребление экзотических видов напитков и переходить на более классические и демократичные. А чай — самый из них доступный». В 2009 году, по мнению генерального директора «Росчайкофе», потребление чая увеличится на 3–3,5% — до 172–173 тысячи тонн против 167 тысяч годом ранее. Кроме того, за счет роста внутреннего потребления и экспорта российского чая увеличится импорт. В нынешнем году импорт чая может достичь 185–187 тысяч тонн против 178 тысяч тонн в 2008 году (+4–5%). BFM.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами