Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Цены на черные сорта чая могут вырасти до беспрецедентно высокого уровня
По прогнозу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в ближайшее время цены на черные сорта чая могут вырасти до беспрецедентно высокого уровня из-за одновременной засухи в Индии, Кении и на Шри-Ланке — странах, на которые приходится половина мирового экспорта. Уже понятно, что природный катаклизм приведет к значительному сокращению поставок по сравнению с прошлым годом.
В интервью газете The Financial Times эксперт ФАО Кайсон Чан (Kaison Chang) рассказал, что сезон дождей в Кении, обычно длящийся с марта по май, до сих пор не начался. В связи с этим кенийские власти прогнозируют сокращение экспорта чая на 5% в текущем году — до 328 тысяч тонн. Однако он отметил, что: «Основные проблемы создаст снижение производства чая на Шри-Ланке до минимума за 7 последних лет. Это произойдет из-за засухи и резкого подорожания удобрений. А Шри-Ланка является крупнейшим экспортером чая в мире».
Не только неурожай будет способствовать повышению цен. Предполагается, что сохранят прошлогодние мировые тенденции: превышение спроса на чай над предложением и увеличение потребления этого продукта. По предварительным оценкам экспертов ФАО, потребление чая в мире выросло в 2008 году на 4,8% — до 3,85 млн тонн, а производство увеличилось всего на 1,2% — до 3,78 млн тонн.
Несмотря на то, что Россия в списке импортеров чая находится на первом месте, эксперты рынка считают, что снижение производства в Индии, Кении и на Шри-Ланке на нашем рынке серьезно не скажется.
«Чай — агрокультура, безусловно, зависящая от климатических факторов, что не меняется на протяжении многих веков,— поясняет в интервью BFM.ru генеральный директор Российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе») Рамаз Чантурия. — Но чай выращивается практически на всех континентах — в 37 странах. И в Латинской Америке, и в Африке, и в Азии». По его мнению, основные страны-импортеры безусловно влияют на мировое ценообразование, но вместе с тем широта географии производства чая настолько велика, что остальные страны-производители, воспользовавшись дефицитом, постараются произвести максимально большее количество чая, чтобы затем продать его на мировом рынке. Рамаз Чантурия отмечает также, что на сегодняшний день те климатические изменения, которые происходят в вышеназванных странах, нельзя назвать катастрофическими, то есть «прогнозы представителя ФАО немного преждевременны».
Не стоит забывать и о том, что эксперт ФАО говорит о ценах на сырье, а «мы на российском рынке говорим о цене на расфасованный, упакованный чай, — добавляет генеральный директор «Росчайкофе».– В конечной цене чая на полке магазина себестоимость сырья занимает не более 30%. Все остальное — переработка, стоимость рабочей силы, упаковка и маржа ритейлера. На нашем рынке основным фактором, влияющим на рост цен, пока является алчность розничных сетей».
По мнению Рамаза Чантурии цены на чай в рознице все же могут вырасти, но несущественно. Ценник растет еще и потому, что в России повышается стоимость привлекаемых ритейлерами и импортерами кредитных средств. Однако, по мнению директора по развитию компании «Бизнес Статистика» (BusinesStat) Дениса Молчана, в кризисное время поставщики со своей стороны будут стараться сдерживать рост.
Исследование, недавно проведенное BusinesStat, показало, что с начала декабря цены выросли на 6–7%. Отчасти эту тенденцию эксперты объясняют девальвацией рубля.
В целом же прогнозы по рынку положительные. Как рассказал Денис Молчан, последние несколько лет рынок чая переживал стагнацию. «Емкость рынка была полностью насыщенна, а из-за роста доходов потребители переключались на другие виды напитков».
По данным BusinesStat, в 2007 году объем рынка в натуральном выражении снизился на 6%, а в 2008 — на 2%. Но за счет роста цен падения на рынке в денежном выражении не наблюдалось: за год цены увеличились на 21%. А в 2008 году цены поднялись еще на 20%, продажи же чая в составили 92 млн рублей.
Сейчас, по мнению исследователей, за счет обратного переключения потребителей на чай, например, с соков, рынок будет расти. Схожий прогноз дает и Рамаз Чантурия: «Экономя средства, потребители станут сокращать потребление экзотических видов напитков и переходить на более классические и демократичные. А чай — самый из них доступный». В 2009 году, по мнению генерального директора «Росчайкофе», потребление чая увеличится на 3–3,5% — до 172–173 тысячи тонн против 167 тысяч годом ранее. Кроме того, за счет роста внутреннего потребления и экспорта российского чая увеличится импорт. В нынешнем году импорт чая может достичь 185–187 тысяч тонн против 178 тысяч тонн в 2008 году (+4–5%). BFM.ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?