Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ТРЦ пострадали от гигантомании
Торговые центры не могут найти арендаторов Завершающийся первый квартал 2010 года станет аутсайдером по объему ввода торговых центров. С начала года в Москве открыт всего один объект — ТРЦ «Речной» с торговой площадью 20 тыс. кв. м. Этот показатель является минимальным за аналогичные периоды последних шести лет. Низкий объем ввода новых торговых площадей объясняется отсутствием спроса со стороны ритейлеров: большинству торговых центров приходится открываться на треть пустыми. Девелоперы пожинают плоды своей гигантомании, говорят эксперты.
В первом квартале прошлого года на столичный рынок вышло 154 тыс. кв. м торговых площадей, что стало максимальным показателем с 2005 года. В первом квартале этого года площадей было введено почти в восемь раз меньше. До сих пор минимальный объем ввода был зафиксирован в первом квартале 2007 года, когда было открыто 27,5 тыс. кв. м. Тогда большинство крупных торговых центров только проходили стадии проектирования или строительства и должны были быть завершены в период 2008—2010 годов. Однако девелоперы не торопятся вводить свои объекты. Одним не хватает денег на достройку: к примеру, строительство торгового центра «Гудзон» общей площадью 145 тыс. кв. м, по данным аналитиков, уже не первый месяц заморожено. Фонд Immoeast, инвестор объекта, обещал открыть его еще в прошлом году. Другие никак не могут найти арендаторов на свои десятки тысяч «квадратов». «Объем предложения площадей в новых крупных торговых центрах уже в 2009 году превышал фактический объем спроса со стороны ритейлеров, — рассказывает Наталья Рудакова, руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» в ассоциации с СB Richard Ellis. — В процессе брокериджа проектов, открытых в прошлом году, нередкими стали случаи повторной сдачи в аренду секций торговых центров — арендаторы выходили из проектов даже после подписания договоров». По ее словам, уровень вакантных площадей торговой галереи в проектах на дату открытия достигал 25—35%. В результате снижения спроса со стороны ритейлеров уровень вакантных площадей в торговых центрах достиг по итогам прошлого года 9,1%. Этот показатель может казаться не таким уж значительным в сравнении со средним уровнем незаполненности офисов — 20%. Однако для рынка торговых центров, которые в лучшие времена пустовали всего на 2%, он сродни катастрофе. В компании Jones Lang LaSalle напоминают, что крупнейшие объекты прошлого года — «Золотой Вавилон Ростокино» (170 тыс. кв. м) и «Город II» (110 тыс. кв. м) — были запущены с долей занятых площадей около 40 и 60% соответственно. По словам г-жи Рудаковой, слишком крупные по объему арендуемых площадей объекты уже не отражают реалии рынка торговой недвижимости. Это подтверждает и опыт единственного объекта, открытого с начала года, — ТРЦ «Речной» (девелопер Capital Group). Объем первой очереди составляет всего 30 тыс. кв. м, из них 20 тыс. кв. м — сдаваемых площадей. «На фоне большинства выводимых в последнее время гигантских торгово-развлекательных центров «Речной» выгодно выделяет высокий процент заполняемости — на момент открытия более 90% площадей уже арендовано», — замечает директор департамента коммерческой недвижимости Capital Group Петр Исаев. Якорными арендаторами «Речного» стали «Перекресток», «М.Видео», «Детский мир» и «Космик». По словам г-на Исаева, высокий уровень заполняемости обеспечивают местоположение и формат объекта. «Речной» собирает все транспортные потоки: метро, станцию пересадки на автобусные маршруты в города области и аэропорт, — перечисляет собеседник РБК daily. — Помимо этого мы занимаем нишу районных торговых центров, которая на данной территории ничем, кроме как ТРЦ «Речной», не представлена». При слабом старте до конца года девелоперы заявляют об открытии 1—1,4 млн кв. м торговых площадей. По данным Knight Frank, крупнейшими объектами должны стать «Вегас» от Crocus Group (390 тыс. кв. м общей площади), «Гагаринский» от Auchan (200 тыс. кв. м) и Mall of Russia от AFI Development (180 тыс. кв. м). В результате активной достройки старых проектов уровень вакантных площадей может увеличиться до 11%, подсчитали в Knight Frank. В дальнейшем объем нового строительства и уровень вакантных площадей будет уменьшаться в том числе из-за того, что девелоперы учитывают ошибочность недавней гигантомании. По словам директора департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяны Ключинской, вновь проектируемые торговые центры имеют площадь всего 35—40 тыс. кв. м. «В ближайшие два-три года стотысячники закладываться не будут», — заключает она.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.