Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Три из семи российских копий иностранных компаний - розничные сети
Очевидный способ начать свой бизнес – найти новую идею, успешно опробованную за рубежом, и адаптировать её для российских реалий. Сторонников мнения, что все хорошее уже придумано до нас, немало, но, как говорил Пабло Пикасссо, плохие художники копируют, хорошие – воруют. Не каждому дано грамотно позаимствовать схему развития бизнеса. Slon составил перечень наиболее известных копий зарубежных компаний.
Компания |
«Лента» |
Wal-Mart Stores |
Год основания |
1993 |
1962 |
Персона |
Олег Жеребцов |
Сэм Уолтон |
Нынешние владельцы |
TPG Capital (57%), «ВТБ Капитал» (8%), ЕБРР (20%) |
Наследники Сэма Уолтона (около 50%) |
Оборот по итогам 2010 года |
70,6 млрд руб. |
$408,1 млрд |
Message |
Экономия в каждой покупке. Всегда. |
Save money. Live better |
Сегодня в каждом гипермаркете есть немного от Wal-Mart Stores, но компания Олега Жеребцова была первой, кто адаптировал этот формат для России. От оригинала взяты все основные принципы работы: большая площадь магазина, низкие наценки с получением прибыли на объемах продаж, развитие private label. Потому именно «Лента» считалась (и до сих пор считается) наиболее вероятным объектом поглощения в случае прихода Wal-Mart в Россию. Компания даже вела переговоры о приобретении своего «клона» в 2009 году.
Олег Жеребцов не смог повторить только один фокус – выход на IPO, который Wal-Mart осуществил на восьмой год своего существования, насчитывая в тот момент примерно 40 магазинов (как «Лента» сейчас). А именно это позволило Сэму Уолтону создать крупнейшего ритейлера в мире.
Компания |
«Перекресток» |
Tesco |
Год основания |
1995 |
1919 |
Персона |
Михаил Фридман |
Джек Коэн |
Нынешние владельцы |
Х5 Retail Group N. V. | |
Оборот по итогам 2010 года |
$2,7 млрд |
$61 млрд |
Message |
Покупатель всегда выигрывает |
Every Little Helps (С миру по нитке) |
«Перекресток» стремился взять от британской Tesco, третьей по величине продуктовой сети в мире, все, что мог. Даже если сравнить интерфейс их сайтов сегодня, то можно найти немало общих черт. Добрался и «до тела» – в 2004 году операционным директором «Перекрестка» стал бывший COO регионального подразделения Tesco в Европе Павел Мусял.
Основное, что «Перекресток» пытался скопировать, – сложную концепцию сети, которая предполагала максимально широкий ассортимент одновременно разных ценовых категорий. В частности, даже, выпуская свою частную марку, Tesco развивала сразу три бренда разной степени доступности. Скопировать удалось, увы, не полностью – в сознании рядового потребителя «Перекресток» все-таки остается магазином для обеспеченных.
Зато «Перекресток» успешно перенял другое – схему развития Tesco и большие амбиции. Немного окольным путем, но сеть, как и ее прототип, смогла стать частью лидера российской розничной продуктовой торговли и выйти на биржу. 8 мая 2006 года была завершена сделка по слиянию «Перекрестка» c «Пятерочкой», в результате чего была создана компания Х5 Retail Group N. V. с листингом в Лондоне. Как и Tesco.
Компания |
Ozon |
Amazon |
Год основания |
1998 |
1994 |
Персона |
Дмитрий Рудаков |
Джеф Безос |
Нынешние владельцы |
Baring Vostok Capital Partners, ru-Net, Index Ventures, Alpha Associates, Rakuten |
Джеф Безос (24,6%), Legg Mason Fund Advisors (18,8%) |
Оборот по итогам 2010 года |
4,1 млрд руб. |
$3,2 млрд |
Message |
Покупки и немного больше |
A real company in a virtual world (Реальная компания в виртуальном мире) |
В том, кто является прототипом сайта Ozon.ru, сомневаться не приходится: слишком много букв в названиях совпадают. Оба проекта должны были опередить время – бизнес-план Amazon.com предполагал выход на окупаемость только через 5–6 лет. Примерно столько же понадобилось и Ozon.ru. Начав, как и Amazon, с торговли книгами, Ozon пытался органично повторять шаги оригинала и дальше. Поняв, что на книгах далеко не уедешь, компания сначала разбавила их продукцией мультимедиа, а сегодня торгует даже кошачьим кормом. Кроме того, она двинулась за пределы столиц и стала осуществлять доставку в регионах, а недавно вышла на рынок Казахстана.
И все-таки от оригинала она отстала – российский рынок интернет-торговли развивался не такими быстрыми темпами, как в США («спасибо» безукоризненно работающей «Почте России» и плохому развитию интернета в регионах). Сегодня Amazon – уже крупнейший он-лайн магазин в мире, с огромным ассортиментом и акциями, торгующими на бирже. Последним же достижением Ozona стало открытие категории «обувь» и обещание дойти и до одежды. В то же время, компания явно намерена следовать путем Amazon'a дальше. Как заявлял Бернар Люке, экс-генеральный директор Ozon.ru: «Иностранные партнеры называют нас «Русским Амазоном», и я не могу с этим не согласиться. С каждым годом мы все ближе к одной из наших главных целей – покупатель может найти у нас почти всё, что нужно».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?