Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Три четверти доходов россиян уходят на еду
Россияне три четверти своих доходов тратят на товары повседневного спроса. По этому показателю мы догнали Таиланд, Индию, Украину и Белоруссию и приблизились к аналогичному показателю кризиса одиннадцатилетней давности. При этом в странах с развитой экономикой и в кризис затраты на повседневное потребление не превышают 20% от доходов.
Как отмечается в исследовании холдинга «Ромир», начиная со второй половины 2008 года, россияне начали тратить на товары повседневного спроса 75% своих доходов. Еще осенью 2007 года соотношение затрат на еду, напитки, косметику, парфюмерию, мелкие предметы домашнего обихода, бытовую химию и товары длительного потребления составляли 65 и 35% в пользу первых. При этом, в структуру затрат не входит оплата услуг ЖКХ и транспортные расходы. Увеличение доли затрат на продукты питания и бытовую химию сопровождается общей тенденцией сокращения потребительской корзины и столь же общей тенденцией роста цен.
По данным Росстата, в январе стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России составила 2,2 тысячи рублей в расчете на месяц. По сравнению с концом декабря его стоимость выросла на 2,0%.
По данным «Ромира», в январе затраты на повседневное домашнее потребление сократились почти на 20% по отношению к декабрю 2008 года. На 18,2% уменьшили свои траты жители городов с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Москвичи сократили свои затраты на повседневное потребление на 26,3% Январские расходы жителей северной столицы уменьшились на 22,7%. В городах-миллионниках снижение по сравнению с декабрем составило 14,6%.
Тот факт, что в настоящее время три четверти своих доходов россияне тратят на продукты, свидетельствует о глубине наступившего кризиса и реальном показателе уровня инфляции в сегменте товаров и услуг повседневного спроса. Как отмечают, опрошенные BFM.ru эксперты, Россия по объему ежедневных затрат уже сравнялась с Таиландом, Индией, Украиной, Казахстаном, Белоруссией и Бразилией.
«Увеличение доли расходов на товары повседневного спроса можно объяснить тем, что россияне неохотно отказываются от потребительских привычек, особенно в области питания. При этом они готовы увеличивать свои ежедневные потребительские траты на питание за счет отказа от досуговых мероприятий, покупок товаров длительного пользования — бытовой техники, мебели и т. п. По-видимому, россияне в настоящее время начали использовать свои накопления для ежедневных расходов», — отмечает в интервью BFM.ru генеральный директор компании «Ромир Панель» Андрей Федотов.
Примерно такое же соотношение ежедневных трат наблюдалось в России в кризис 1998 года. Но, по словам Федотова, тот кризис был недолгим, и российские производители смогли наладить выпуск отечественных, менее дорогих, но достаточно качественных продуктов питания, бытовой химии и прочего. «Сегодня же производство товаров народного потребления гораздо теснее связано с импортом, будь то сырье, оборудование или компоненты. И даже с учетом девальвации рубля у российских производителей уже нет существенных резервов для сокращения себестоимости продукции».
При этом, по словам эксперта, за 2008 год затраты в рублях на домашнее потребление в городах с населением от 500 тысяч человек выросли на 30%, москвичи увеличили ежедневные траты в 1,5 раза, а вот малые города стали тратить всего на 10–15% больше, что практически равно уровню инфляции 2008 года. «Это означает фактическое начало сокращения потребительской корзины и смещения структуры потребительского спроса в сторону более дешевых товаров».
Заведующий лабораторией прогнозирования доходов и потребления Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Анатолий Суворов в интервью BFM.ru отмечает, что в настоящее время наблюдается и тенденция сокращения доходов. По официальным данным, задолженность по зарплате на 1 февраля 2009 года в России имели полмиллиона человек. При этом в стране набирают обороты бартерные схемы расчетов работодателей с работниками. «Расходы на потребление упали, а от крупных покупок россияне отказываются. Но стоит отметить, что свои накопления население в ноябре-декабре прошлого года активно переводило в валюту», — добавляет эксперт.
Исследователи из «Ромира» вывели еще одну тенденцию: россияне начали в качестве подарков дарить продукты питания. Так, осенью 2007 года на товары повседневного спроса россияне тратили 65% своих доходов. А в предновогодний период 2007 года, по данным «Ромир Панель – SCIF», соотношение затрат россиян сместилось в сторону непродовольственных расходов. Оно составило 55% к 45%. В декабре 2008 года это соотношение не изменилось и осталось на уровне 75 и 25%, характерном для второй половины прошлого года. «Россияне в качестве подарков стали дарить не мобильные телефоны, к примеру, а продукты. В частности, к концу 2008 года увеличились покупки дорогих шоколадных конфет и подарочных шоколадных наборов», — отмечает Федотов.
По официальному уровню инфляции Россия в 2008 году поставила очередной антирекорд среди 11 стран. Ее показатель составил 13,3%. На втором месте Индия (9,7%), на третьем — Бразилия (5,9%). Для сравнения, в Евросоюзе сводный показатель инфляции в 27 странах составил 2,2%. В Великобритании за прошлый год цены выросли на 3%, во Франции — на 1%. А в декабре на территории Евросоюза было зафиксировано снижение цен на 0,1%. Сравнительно высокая для ЕС инфляция зарегистрирована на Мальте — 5%.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин в интервью BFM.ru акцентировал внимание на том, что показатель реальной инфляции для большинства россиян в 2008 году составил 25%. Эксперт связывает это со стремительным подорожанием продуктов питания и незначительным увеличением цен на услуги, которыми больше пользуются люди с достатком. «Это в первую очередь касается малообеспеченных слоев населения — пенсионеров, россиян с низким доходом. Правительство сдерживает рост цен на бензин, не дорожает бытовая техника, снижается цена на авиабилеты. Но эти услуги и так не доступны огромному количеству россиян. А цены на продукты питания, наоборот, растут. В этом году рост реальной инфляции превысит 25%. Сетевики прогнозируют рост потребительских цен от 25 до 40%. В результате не менее 50% россиян окажутся более чем в затруднительном положении», — говорит эксперт.
При этом эксперт отмечает, что показателем реальной инфляции для малообеспеченных слоев населения является уровень индексации пенсий, которые «последние несколько лет растут в том же темпе, что и реальная инфляция. Пенсионеры — наиболее мобилизованная социальная группа, а потому государство поддерживает их», — отмечает Янин. Отметим, в 2009 году, по словам председателя правления Пенсионного фонда РФ Антона Дроздова, рост пенсий составит 37,1%. А официальная инфляция, по прогнозу Минфина, —14%.
Добавим, в августе 2008 года журнал Forbes составил рейтинг наиболее расходных статей населения мира. При его составлении эксперты изучили основные статьи расходов 18 государств мира по 11 параметрам: покупка продуктов питания, одежды, оплата жилищно-коммунальных услуг, пользование транспортом, медицинскими услугами и прочие. Лидером по объему затрат на питание в рейтинге стали страны Юго-Восточной Азии и Африки. В частности, жители Эфиопии тратили на еду 55%. В европейских странах материально необеспеченными гражданами считаются те, кто тратит на продукты от 30% своего дохода.
По данным Института социологии РАН в первой половине 2008 года 43% населения страны относилось к категории малообеспеченных граждан. По планам правительства, согласно утвержденной Концепции развития России до 2020 года, через 12 лет прослойка среднего класса в стране должна составить половину всего населения. Реальные доходы россиян увеличатся в 2—2,5 раза — до 50 тысяч долларов в год BFM.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?