Декоративное изображение
5 537

Поделиться

Три четверти доходов россиян уходят на еду

Россияне три четверти своих доходов тратят на товары повседневного спроса. По этому показателю мы догнали Таиланд, Индию, Украину и Белоруссию и приблизились к аналогичному показателю кризиса одиннадцатилетней давности. При этом в странах с развитой экономикой и в кризис затраты на повседневное потребление не превышают 20% от доходов.

Как отмечается в исследовании холдинга «Ромир», начиная со второй половины 2008 года, россияне начали тратить на товары повседневного спроса 75% своих доходов. Еще осенью 2007 года соотношение затрат на еду, напитки, косметику, парфюмерию, мелкие предметы домашнего обихода, бытовую химию и товары длительного потребления составляли 65 и 35% в пользу первых. При этом, в структуру затрат не входит оплата услуг ЖКХ и транспортные расходы. Увеличение доли затрат на продукты питания и бытовую химию сопровождается общей тенденцией сокращения потребительской корзины и столь же общей тенденцией роста цен.

По данным Росстата, в январе стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России составила 2,2 тысячи рублей в расчете на месяц. По сравнению с концом декабря его стоимость выросла на 2,0%.

По данным «Ромира», в январе затраты на повседневное домашнее потребление сократились почти на 20% по отношению к декабрю 2008 года. На 18,2% уменьшили свои траты жители городов с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Москвичи сократили свои затраты на повседневное потребление на 26,3% Январские расходы жителей северной столицы уменьшились на 22,7%. В городах-миллионниках снижение по сравнению с декабрем составило 14,6%.

Тот факт, что в настоящее время три четверти своих доходов россияне тратят на продукты, свидетельствует о глубине наступившего кризиса и реальном показателе уровня инфляции в сегменте товаров и услуг повседневного спроса. Как отмечают, опрошенные BFM.ru эксперты, Россия по объему ежедневных затрат уже сравнялась с Таиландом, Индией, Украиной, Казахстаном, Белоруссией и Бразилией.

«Увеличение доли расходов на товары повседневного спроса можно объяснить тем, что россияне неохотно отказываются от потребительских привычек, особенно в области питания. При этом они готовы увеличивать свои ежедневные потребительские траты на питание за счет отказа от досуговых мероприятий, покупок товаров длительного пользования — бытовой техники, мебели и т. п. По-видимому, россияне в настоящее время начали использовать свои накопления для ежедневных расходов», — отмечает в интервью BFM.ru генеральный директор компании «Ромир Панель» Андрей Федотов.

Примерно такое же соотношение ежедневных трат наблюдалось в России в кризис 1998 года. Но, по словам Федотова, тот кризис был недолгим, и российские производители смогли наладить выпуск отечественных, менее дорогих, но достаточно качественных продуктов питания, бытовой химии и прочего. «Сегодня же производство товаров народного потребления гораздо теснее связано с импортом, будь то сырье, оборудование или компоненты. И даже с учетом девальвации рубля у российских производителей уже нет существенных резервов для сокращения себестоимости продукции».

При этом, по словам эксперта, за 2008 год затраты в рублях на домашнее потребление в городах с населением от 500 тысяч человек выросли на 30%, москвичи увеличили ежедневные траты в 1,5 раза, а вот малые города стали тратить всего на 10–15% больше, что практически равно уровню инфляции 2008 года. «Это означает фактическое начало сокращения потребительской корзины и смещения структуры потребительского спроса в сторону более дешевых товаров».

Заведующий лабораторией прогнозирования доходов и потребления Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Анатолий Суворов в интервью BFM.ru отмечает, что в настоящее время наблюдается и тенденция сокращения доходов. По официальным данным, задолженность по зарплате на 1 февраля 2009 года в России имели полмиллиона человек. При этом в стране набирают обороты бартерные схемы расчетов работодателей с работниками. «Расходы на потребление упали, а от крупных покупок россияне отказываются. Но стоит отметить, что свои накопления население в ноябре-декабре прошлого года активно переводило в валюту», — добавляет эксперт.

Исследователи из «Ромира» вывели еще одну тенденцию: россияне начали в качестве подарков дарить продукты питания. Так, осенью 2007 года на товары повседневного спроса россияне тратили 65% своих доходов. А в предновогодний период 2007 года, по данным «Ромир Панель – SCIF», соотношение затрат россиян сместилось в сторону непродовольственных расходов. Оно составило 55% к 45%. В декабре 2008 года это соотношение не изменилось и осталось на уровне 75 и 25%, характерном для второй половины прошлого года. «Россияне в качестве подарков стали дарить не мобильные телефоны, к примеру, а продукты. В частности, к концу 2008 года увеличились покупки дорогих шоколадных конфет и подарочных шоколадных наборов», — отмечает Федотов.

По официальному уровню инфляции Россия в 2008 году поставила очередной антирекорд среди 11 стран. Ее показатель составил 13,3%. На втором месте Индия (9,7%), на третьем — Бразилия (5,9%). Для сравнения, в Евросоюзе сводный показатель инфляции в 27 странах составил 2,2%. В Великобритании за прошлый год цены выросли на 3%, во Франции — на 1%. А в декабре на территории Евросоюза было зафиксировано снижение цен на 0,1%. Сравнительно высокая для ЕС инфляция зарегистрирована на Мальте — 5%.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин в интервью BFM.ru акцентировал внимание на том, что показатель реальной инфляции для большинства россиян в 2008 году составил 25%. Эксперт связывает это со стремительным подорожанием продуктов питания и незначительным увеличением цен на услуги, которыми больше пользуются люди с достатком. «Это в первую очередь касается малообеспеченных слоев населения — пенсионеров, россиян с низким доходом. Правительство сдерживает рост цен на бензин, не дорожает бытовая техника, снижается цена на авиабилеты. Но эти услуги и так не доступны огромному количеству россиян. А цены на продукты питания, наоборот, растут. В этом году рост реальной инфляции превысит 25%. Сетевики прогнозируют рост потребительских цен от 25 до 40%. В результате не менее 50% россиян окажутся более чем в затруднительном положении», — говорит эксперт.

При этом эксперт отмечает, что показателем реальной инфляции для малообеспеченных слоев населения является уровень индексации пенсий, которые «последние несколько лет растут в том же темпе, что и реальная инфляция. Пенсионеры — наиболее мобилизованная социальная группа, а потому государство поддерживает их», — отмечает Янин. Отметим, в 2009 году, по словам председателя правления Пенсионного фонда РФ Антона Дроздова, рост пенсий составит 37,1%. А официальная инфляция, по прогнозу Минфина, —14%.

Добавим, в августе 2008 года журнал Forbes составил рейтинг наиболее расходных статей населения мира. При его составлении эксперты изучили основные статьи расходов 18 государств мира по 11 параметрам: покупка продуктов питания, одежды, оплата жилищно-коммунальных услуг, пользование транспортом, медицинскими услугами и прочие. Лидером по объему затрат на питание в рейтинге стали страны Юго-Восточной Азии и Африки. В частности, жители Эфиопии тратили на еду 55%. В европейских странах материально необеспеченными гражданами считаются те, кто тратит на продукты от 30% своего дохода.

По данным Института социологии РАН в первой половине 2008 года 43% населения страны относилось к категории малообеспеченных граждан. По планам правительства, согласно утвержденной Концепции развития России до 2020 года, через 12 лет прослойка среднего класса в стране должна составить половину всего населения. Реальные доходы россиян увеличатся в 2—2,5 раза — до 50 тысяч долларов в год BFM.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами