Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Торговый квартал» породил конкурента
Экс-гендиректор компании занялся собственным бизнесом
Бывший совладелец «Торгового квартала» Дмитрий Зотов создал новую девелоперскую компанию Base Property Group. Как и «Торговый квартал», она специализируется на строительстве торговых центров в регионах, а ее портфель уже достигает 145 тыс. кв. м.
О том, что Дмитрий Зотов является единственным владельцем созданной полтора года назад Base Property Group, “Ъ” рассказал сам бизнесмен. По его словам, сейчас в портфеле группы пять проектов по строительству торгово-развлекательных центров общей площадью 146 тыс. кв. м – по 21 тыс. кв. м в Ярославле и Сыктывкаре, 50 тыс. кв. м в Туле, 37 тыс. кв. м в Ульяновске и 17 тыс. кв. м в Орске. «Эти объекты будут вводиться в эксплуатацию на протяжении 2013–2014 годов,– говорит господин Зотов.– Мы начинали строить не с нуля, а покупали недостроенные торговые центры».
Исходя из обнародованных Дмитрием Зотовым данных портфель проектов его новой компании всего лишь на 9% меньше девелоперского портфеля созданного в 2003 году «Торгового квартала» (ТК; 160 тыс. кв. м). До 2011 года господин Зотов являлся гендиректором этой компании и владел 33%, которые он получил в 2009 году – после выхода из бизнеса «Торгового квартала» венгерской девелоперской группы TriGranit (приобрела в 2007 году 50% ТК, по оценкам экспертам, не более чем за $100 млн). Свою долю в «Торговом квартале» господин Зотов продал в 2011 году Eastward Capital Михаила Кирсанова, которая сейчас консолидировала 100% «Торгового квартала». Экс-партнеры не говорят ни о причинах расставания, ни о сумме сделки.
Дмитрий Зотов рассказал, что в покупку недостроя он реинвестировал часть средств, вырученных от продажи 33% «Торгового квартала». Консолидация в регионах недостроенных объектов площадью 146 тыс. кв. м могла обойтись Base Property Group в $45–50 млн, считает управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. По его прогнозам, после сдачи этих объектов их совокупная рыночная стоимость может достичь $150–200 млн. В регионах, продолжает эксперт, сразу после кризиса оказалось много проектов, реализованных на 50–70%, собственники которых соглашались продавать их с дисконтом 30–45%. «Но мы не действовали по принципу пылесоса, собирая все активы, которые продавались со скидкой»,– отмечает господин Зотов. По его словам, при обилии широкого предложения особого выбора в регионах нет – «большая часть проектов практически неликвидна».
«Сейчас на рынке торговой недвижимости в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках высокая конкуренция,– описывает текущую тенденцию совладелец группы “Регионы” (строит торгово-развлекательные центры.– “Ъ”) Амиран Муцоев.– Это вынуждает девелоперов выходить в города с меньшей численностью населения». Так, в Ярославле сейчас общая площадь качественных торговых площадей не превышает 500 тыс. кв. м, в Ульяновске и Туле – почти по 300 тыс. кв. м, что для городов с населением свыше 500 тыс. человек недостаточно, считает Константин Ковалев. Города же с населением менее 300 тыс. человек – такие как Сыктывкар и Орск, по-прежнему остаются вне поля зрения девелоперов, констатирует эксперт, хотя даже у федеральных ритейлеров есть спрос на качественные площади в этих городах.
Халиль Аминов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.