Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 2934
Поделиться
"Торговый квартал" оживился
«Торговый квартал», который заморозил в кризис все стройки, договорился о покупке двух торгцентров — – действующего в Калуге и строящегося в подмосковном Ступино, их оценочная стоимость — $75-80 млн. Калужский проект продал британский инвестфонд London & Regional Properties (L&RP), который обещает сосредоточиться на офисном и гостиничном рынках.
Московская компания «Торговый квартал» была создана Михаилом Кирсановым и Дмитрием Зотовым (владеют ею через фонд Eastward Capital) в 2003 году для строительства торговых центров в регионах. Первым реализованным проектом стал торгцентр «На Свободном» в Красноярске площадью 40 тыс. кв. м. Затем компания приобрела участки под строительство в Набережных Челнах, Саратове, Омске, Домодедово. В 2007 году 50% девелопера примерно за $100 млн выкупила венгерская TriGranit: вместе они должны были вложить $1 млрд в возведение торговых центров по всей России, но кризис помешал этим планам. В 2010-м TriGranit вышла из числа акционеров, получив в качестве отступных два проекта — в Набережных Челнах площадью 24 тыс. кв. м и в Омске на 98 тыс. кв. м.
«Торговый квартал» вернулся к прежнему замыслу, рассказали господа Кирсанов и Зотов. Во-первых, компания планирует самостоятельно достроить торгцентр в Домодедово площадью 32 тыс. кв. м. Во-вторых, в конце апреля была закрыта сделка по покупке действующего торгового центра «СанМарт» площадью 47 тыс. кв. м в Калуге у британского London & Regional Properties. Третий проект площадью 32 тыс. кв. м будет запущен в подмосковном Ступино, где «Торговый квартал» выкупает площадку у нескольких физлиц.
Управляющий директор L&RP Дэвид Джеованис подтвердил продажу калужского центра. По его словам, фонд намерен сконцентрироваться на гостиничном и офисном рынках. Сейчас он владеет отелем Hilton в Новосибирске и гостиницей Holiday Club в Санкт-Петербурге. Рассматривается возможность вхождения еще в два гостиничных проекта и приобретения трех офисных комплексов в Москве. «Продажа торгцентра в Калуге — часть стратегии, направленной на продажу купленных до кризиса проектов»,— отметил господин Джеованис.
Стоимость покупок «Торгового квартала» не разглашается. Партнер S.A.Ricci/King Sturge Илья Шуравин оценивает вложения в калужский и ступинский объекты в $75-80 млн. По словам господина Кирсанова, на завершение этих проектов нужно будет потратить еще $36 млн (на строительство второй очереди размером 30 тыс. кв. м) и $37 млн соответственно.
«»Торговый квартал« планирует и дальше инвестировать в незавершенные объекты торговой недвижимости в регионах, а также покупать площадки под их строительство»,— пообещал бизнесмен. Компания будет расширяться на займы Сбербанка и Номос-банка, собственные деньги и средства нескольких инвесткомпаний, назвать которые господин Кирсанов отказался. Гендиректор компании «НМ-эксперт», аффилированной с Номос-банком, Андрей Довженок подтвердил, что в прошлом году девелоперу была открыта кредитная линия, всего банк готов занять $300 млн.
Крупные города в европейской части России перенасыщены торговыми центрами, а вот в небольших — площадей не хватает, поэтому девелоперы идут туда, говорит господин Шуравин. По данным Colliers International, в регионах средневзвешенные ставки аренды торговых помещений сейчас составляют $300-400 за 1 кв. м в год, а в самых интересных городах могут достигать $600, что сопоставимо с докризисными показателями. Застроить торгцентрами регионы собираются DVI Group Вячеслава Каминского (один из них — «Комсомолл» в Волгограде — возводит с совладельцем «Л`Этуали» Максимом Климовым), группа «Регионы» братьев Муцоевых, Finstar Properties Олега Бойко, «Росевродевелопмент» (акционеры — Morgan Stanley Real Estate, Altarea, «РосЕвроГрупп»).
Ъ
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/b26/xj39626j9b3u1lrwt5396qpv1new21h9/anonsInnokentii_-Lukyanov-AST.jpg)
Какие риски и как страхует ритейл, как снизить стоимость страхования и когда страховой консалтинг необходим бизнесу?