Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Торговые сети РФ вместо открытия магазинов намерены скупать конкурентов
Сразу два крупных игрока продуктового ритейла — компания Х5 Retail Group и ТД «Копейка» — заявили в пятницу о планах уменьшить число открываемых магазинов и пересмотреть инвестиционную программу на будущий год. В вынужденной приостановке развития признаются и другие участники рынка, которые планируют сконцентрироваться на повышении уровня маржинальности бизнеса. Кризис в ритейле закончится как только банковская система придет в себя, прогнозируют аналитики. Однако до той поры многие сети могут просто не дожить.
Торговый дом «Копейка» на прошлой неделе опубликовал предварительные результаты работы компании за девять месяцев 2008 года. Согласно данным компании, чистая выручка за этот период составила 33 млрд руб., что на 31% превысило показатель за аналогичный период прошлого года. К концу текущего года «Копейка» намерена достичь 40-процентного роста выручки, которая должна достигнуть 49 млрд руб., говорится в материалах компании.
Несмотря на прогнозирующийся рост ТД «Копейка», согласно официальному сообщению, заморозила ряд «долгосрочных дорогостоящих проектов, связанных с приобретением и строительством новых магазинов сети». Высвобождаемые средства планируется направлять на укрепление финансовой устойчивости в условиях кризиса ликвидности и приобретение профильных активов в секторе розничной торговли. Вместе с тем в отчете «Копейки» утверждается, что план на 2008 год по открытию 520 магазинов будет выполнен. Сейчас сеть состоит из 486 объектов. В компании не уточнили, сколько средств надеется сэкономить сеть и на сколько собирается сократить количество планировавшихся объектов.
С аналогичным заявлением выступила в прошедшую пятницу Х5 Retail Group. По словам директора по связям с инвесторами компании Анны Каревой, инвестпрограмма X5 сокращается в этом году на 400 млн долл., до 1 млрд долл. Открытие трех гипермаркетов, запланированных на этот год, будет перенесено на 2009 год, и введено будет вместо планируемых 140—160 тыс. кв. м торговой недвижимости порядка 120 тыс. кв. м. Впоследствии сэкономленные средства компания собирается потратить на сделки M&A.
Пока публично о приостановке проектов заявили только два игрока рынка продуктового ритейла, однако председатель совета директоров компании «Вестер» Олег Болычев считает, что все компании находятся примерно в одинаковой ситуации. «Мы планируем достроить те проекты, где нам осталось профинансировать примерно 10% стоимости строительства, — это пять торговых центров, строящихся в Оренбурге, Ярославле, Хмельницком, Севастополе, Кургане. Остальные проекты — их порядка 20 — мы вынуждены были заморозить», — признается г-н Болычев.
Участники рынка и аналитики отмечают, что ведущие ритейлеры переключаются с покупки недвижимости и строительства собственных магазинов на аренду. «В первую очередь от кризиса страдают компании, которые занимаются крупноформатной розницей, потому что они наиболее зависят от девелоперов. В свою очередь, меньше всего страдают игроки, развивающиеся на арендованных площадях, так как у них срок возврата инвестиций короче», — рассказывает аналитик ВТБ Мария Колбина.
Розница вынуждена снизить темпы роста из-за того, что этот сегмент рынка, как и девелопмент, очень зависит от банковских кредитов, добавляет аналитик компании «АнтантаПиоглобал» Андрей Верхоланцев. Сейчас в поисках денег на срочные нужды, например на оплату аренды помещений, на выплаты по ценным бумагам, многие компании вынуждены занимать, в том числе у собственных поставщиков. «У ритейла есть шанс избежать серьезных последствий кризиса, если банки в ближайшее время оправятся или хотя бы не будут требовать досрочного погашения кредитов», — считает г-н Болычев. Тем не менее участники рынка замечают, что большая часть некрупных сетей уже не в силах обеспечивать себя самостоятельно и через пару-тройку месяцев на рынке появится много дешевых и привлекательных предложений по покупке розничного бизнеса.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?